paslen (paslen) wrote,
paslen
paslen

Ретроспектива Армана в Бобуре



54.36 КБ


Огромная, в семь белых залов (одно из моих самых любимых выставочных помещений - бобуровская галерея № 1, которая почти никогда не подводит) с экранами, на которых Арман рассказывает о своих работах, ретроспектива Армана в Центре Помпиду - пожалуй, лучшая выставка этого моего сюда приезда.
Сработано всё, от концепции до дизайна чётко, точно, изящно, красиво.
Несмотря на то, что метод Армана узнаваем и имеет определённые границы (расчленение предметов и запаивание их в боксы, предвосхитившие открытие Херста), внутри него художник столь многообразен и, порой непохож на себя, что это очень правильная идея - собрать объекты и инсталляции разных периодов его творчества, чтобы стали очевидными основные мотивы (они же мысли) Армана.

Во-первых, это утилизация мусора, хотя бы и малой его части, оттого движение это не сколько экологично, сколько экзистенциально.
И развернуть его можно в любую сторону - от притчевой (суета сует и что ты оставишь после себя) до социальной (общество потребления, бла-бла-бла, на что мы свою жизнь тратим).
Красивая такая, опасно яркая критика, короче, всего.
Во-вторых, и это уже более адресно выглядит, Арман работает только с продуктами человеческой жизнедеятельности. И это не только мусор, но и всевозможные предметы, скопления одинаковых вещей (= товаров), из-за повторения, разницы и вариаций между отдельными единицами, выглядящих крайне живописно.

Начинал, кстати, Арман с вполне конвенциональной абстрактной живописи, похожей на американский экспрессионизм, занявший предбанник ретроспективы, но быстро увлёкся ассамбляжами, всё более и более увеличившихся в размерах и масштабах.
Началось всё с мусора, который он выставлял в прозрачных посудинах, кухонных банках и стеклянных колбах. Затем перешёл к прессованию мусора и запаиванию его в "янтарь".
Но очень скоро перешёл к композициям из однородных предметов - особенно эффектны коробки, внутри которых понапиханы куклы, женские туфли, пилы, пуговицы, бритвы (издали похожие на компьютерные мышки, которые Арман, умерший в 2005, в принципе, мог бы использовать тоже), часы, распиленные надвое чайники с внутренней копотью, выставленной на показ, горелые стулья, печатные машинки, поставленные на стопки белой писчей бумаги и, разумеется, музыкальные инструменты.

Им отдан отдельный зал. Их Арман раскладывает на части, явно следуя "движущимся картинам" футуристов, типа Баллы и Северини, а так же кубистическому разложению мира на плоскости, торчащие в разные стороны.
Инструменты словно бы разлетаются в разные стороны, но их распад замедлен рапидом; или же, напротив, собранность инструмента из деталей ведёт к началу звучания какой-нибудь музыки и Арман, таким образом, показывает нам как все это работает.
Конечно, Арман запаивал скрипичные и какие угодно футляры в свои клаустрофобические аквариумы, однако, на выставке их нет; один сплошной кубофутуризм, соструганный едва ли не на целый симфонический оркестр.

Так ты понимаешь логику куратора, слегка корректирующего генеральную линию. В следующем зале умноженный техноцизм достигает своего предела - в нём расположены плоды содружества Армана в автомобильным заводом Рено. И они самые эффектные.
Летящий боком по кромке зала раздавленный автомобиль, открытые дверцы которого похожи на вывалившиеся языки повешенного; деревянная машина, каждая часть которой заключена в отдельный прозрачный контейнер, картины-ассамбляжи, составленные из проводов, отдельно - из карбюраторов или же, например, из труб, напоминающих уплотнённый лабиринт-газопровод.
Особенно яркая и эффектная скульптура сложена из разноцветных капотов, положенных друг на друга по принципу изменения цвета - от бледно-жёлтого через оранжевый к ярко-красному и даже алому.
Все это напоминает поп-арт в самых лучших его проявлениях.

С одной стороны - формализм авангарда (едва ли не всех его основных составляющих, от кубизма до футуризма), а с другой - влияние сюрреализма, изменяющего привычные очертания бытовых объектов, причём сюрреализма глубинного, психоделического, типа Ива Танги или Матты.
Культурные корни - это всегда важно. И не только для того, чтобы показать, что ты не на пустом месте вырос, но ещё и для демонстрации осмысленности твоих телодвижений.
Книжный бутик рядом с ретроспективой переполнен книгами о Дюшане, с которым Арман сотрудничал и дружил, а так же альбомами Кляйна, Сезара (тоже, ведь, прессовавшего вышедшие в негодность автомашины) и прочих огнепоклонников, однако, корни (и эстетические и философские) Армана глубже.
Конечно, многое у него, в частности, возникает из хайдеггеровского тезиса о нацеленности любой техногенки на ошибку и последующую катастрофу: необходимость усмирения вещного мира вытекает из апокалипсических предчувствий нарастания параллельности сотворённого мира, от которого хочется отделаться, свалив все вещи в кучу (или раскидав по кучкам).
Ну и обязательно полюбоваться укрощённой хтонью хаоса, который в умелых-то руках может быть удивительно красив.

Одно из главных посланий Армана - про изменение критериев красоты, последовавших за изменением картины мира.
Нужно искать новые возможности извлечения красивого в том числе и из повседневности (не зря же он сделал столько монументальных городских памятников), в том числе и из дисгармонии - что, кстати, сближает его музыковедческие ассамбляжи, посвящённые композиторам, с опусами поисковиков-экспериментаторов, сочиняющих музыку из шума, пыла и пыли.

После этого остаётся заключительный период работы Армана с тюбиками красок, которые он расставлял, подобно войскам, упражняющимся в строевой подготовке, в бесконечные ряды, наступал на тубы и фиксировал их кровоподтёки с изнанки оргстекла.
Я эти работы знаю и очень люблю; некоторое время назад Рита Меклина прислала мне альбом, связанный с "живописью действия", которой Арман занимался в Нью-Йорке.
Там же, уже на выходе, в отдельных боксах, два инвайромента, в которые, правда, не пускают людей - "Варварство" разгромленной квартиры и "За день до", показывающий набор обугленной, но сохранённой в своих естественных очертаниях, мебели - пышных кресел и барочных рам.
Логичная эволюция разложения, как написали бы советские искусствоведы в каком-нибудь сборнике про "Кризис буржуазного искусства".

Довесок
Две другие выставки в Бобуре (на основную экспозицию, выученную уже, кажется, на зубок, тратиться не стал, зато посетил Ателье Бранкузи, о чём отдельно) оказались скучными и неинтересными. Насколько хорош Арман, настолько заурядны его соседи.
Последний лауреат Тернеровской премии (2009) Саадин Афиф сделал инсталляцию про Центр Жоржа Помпиду, соорудив макет здания Пьяно и Роджерса из подручного материала.
Так, например, знаменитые бобуровские аркады с эскалаторами, вынесенными наружу, у него сделаны из ребристых пластиковых бутылок из-под минеральной воды.
Кроме этого макета в человеческий рост, стоящего на постаменте посредине "Зоны 315" есть еще бетонные тумбы, знакомые каждому, кто тусил рядом с музеем; люди обычно на них отдыхают.
Так вот они сделаны в натуральный размер, к каждому прилагается прожектор, большинство из которых не работают.
В соседней Южной галерее показывают большую выставку Габриэля Ороско, про которую мне и вовсе нечего сказать, кроме разве упомянуть, что одна работа с рулонами туалетной бумаги, прикреплённых к лопастям вентилятора и, оттого, кружащих своими длинными "шарфами" в ритме кинетической конструкции, выглядела ну хотя бы немного похожей на что-то живое...
А, ну, ещё то, что можно воспринять как оммаж Арману: автомобиль в обычный свой размер, но только более узкий, раза так в три. Ничем не деформированный, просто вот такой, как бы недоношенный.
Смешно. Автор жжёт.



Tags: Париж, выставки, искусство, музеи, скульптура
Subscribe

  • Фототанка про Моне

    « Оммаж Руанскому собору» на Яндекс.Фотках « Оммаж Руанскому собору» на Яндекс.Фотках « Оммаж Руанскому собору» на Яндекс.Фотках…

  • Кандинский о Моне и цветопередаче Москвы

    Кандинский познакомился с новой живописью через «Стог сена» Моне, вы­ставлявшийся на выставке французских импрессионистов в Москве в 1895 го­ду.…

  • Моне. Порция декабрских строк

    Для всех опоздавших на поезд, в последний раз поясняю, что логики в этом тексте искать не стОит, здесь какие-то иные эффекты работать должны. Ибо…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments