paslen (paslen) wrote,
paslen
paslen

Category:

Моне (198)


Бабье лето на дворе, трава-отрава, на траве дрова, на дровах трава, и туда и сюда


Про эскиз к "Завтраку на траве" (1865) из Пушкинского музея в Москве Е. Герогиевская пишет: "Летом и осенью 1865 Моне работал в окресностях Парижа в Шайи-ан-Бьер, где, вероятно, и возникла идея большой картины "Завтрак на траве", которую он хотел показать на Салоне. Позднее Моне нашёл её пострадавший от сырости и, видимо, по этой причине, либо оставшиь неудовлетворённым полотном, разрезал её в 1884 на три части. Левая и центральная части уцелели и находятся в Музее Орсэ. Права\ часть холста считается утраченной. Возможно, в 1866 в Шайи Моне начал работать над уменьшенным вариантом большой композиции. Вероятнее всего, этим вариантом и является полотно ГМИИ. Такое предположение подтверждается датировкой картины (она была написана на год позднее испорченного холста), а проведённые в 1973 рентгенографические исследования показали, что Моне переписывал в ней отдельные фигуры и костюмы, менял позу собаки. Это свидетельствует о том, что он работал над этой композицией тщательно, как над самостоятельным полотном. Авторская подпись и дата сделаны одновременно с картиной, а не позднее. К тому, что это авторское повторение, склоняет и более тонко сгармонированное, чем во фрагменте большой картины, колористическое решение. Как известно из писем Моне, Ф. Базиль позировал для большой композиции преимущественно летом 1865. Однако по поводу картины ГМИИ до сих пор не существует единого мнения. Одни исследователи считают её эскизом к несохранившейся полностью к композиции, другие - повторением картины, третьи - вариантом или репликой. Вильденстайн считает полотно исполненным в мастерской этюдом для большой композиции, а время исполнения относит к сентябрю 1865, что противоречит авторской датировке.
Фигуру сидящего молодого человека с бакендардами отождествляют с другом Моне живописцем Альбертом Ламброном; по крайней мере, четыре раза Моне повторяет фигуру художника Ф. Базиля (стоит слева и в центре, сидит на траве на переднем плане и стоит под деревом). Модели и их костюмы в картине отличаются от персонажей в большой композиции: так, в центральном фрагменте картины из Музея Орсе в группе сидящих (вместо Ламброна в полотне ГМИИ) предположиетльно изображён Г. Курбе. В картине ГМИИ изменён покрой платья и шляпка у женщины, стоящей в центре левой группы; на первом плане в центре помещена собака (в парижском фрагменте отсутствует) и тп.
(...) Различны мнения по поводу того, кто позировал для женских образов. Вильденстайн предполагает, что это могли быть знакомые Моне "молоденькая Габриэль" или "маленькая Эжени" и не упоминает Камиллу. Однако многие предполагают, что позировала именно она... Картина представляет исключительную ценность, так как она единственная сохранила замысел большой картины, уцелевшей лишь в двух фрагментах..
"
Tags: Моне
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments