paslen (paslen) wrote,
paslen
paslen

Category:

Дневник читателя. Дон Кихот. Первый том


Чем отличается "Дон Кихот" от рыцарских романов, которые пародирует? Иронической метарефлексией, вскрывающей приём; он же не о приключениях, но о силе воображения как частном случае литературной специфики (то самое соединение ума и сумасшествия, постоянно предъявляемое ДК).

Да, ДК не только добивается всего, что хочет (признания, острова для Санчо Пансы), может быть, за исключением "расколдовывания" Дульсинеи, но и уже по ходу движения текста (конец второй части первого тома) становится персонажем собственного жизнеописания. Сервантес выстраивает многослойную отражательную систему, в которое главное, тем не менее, выведено за скобки. За раму. Совсем как в "Менинах" Веласкеса.

Итак, ДК становится персонажем нового рыцарского романа и далее действует как по написанному (причём, буквально) - и потому, что действует под предзаданному нарративному шаблону и потому что вторая часть будто бы заранее (до собственного окончания) уже существует в природе и нуждается разве что в переводе на кастальский.


У ДК всё, в конечном счёте, получается из-за его упорства и маниакальной последовательности, преданности собственной идее, которая (и преданность, и идея) не могут не быть вознаграждены. Делай что должно и будь, что будет.

Безумие ДК оказывается заразительным, причём помимо воли заражаемых (Сервантес прямо говорит об этом, описывая финальные выходки Герцога и Герцогини), которые хотя и существуют в иной семиотической ситуации (что позволяет им называть ДК сумасшедшим), однако же, все как один, только и заняты тем, чтобы осуществить, так или иначе, план его безумия.

Я начал читать полный вариант "ДК" дабы миновать его безалаберной участи, поскольку надоело наступать на грабли воевать с ветряными мельницами и захотелось поучиться на чужих ошибках, записанных с архетипической точностью. Но, читая первый том, пришёл к обратному ощущению - оказывается, для того, чтобы что-то получилось, вышло, возгорелось, осталось необходимо быть преданным своему безумию = твоей непохожести на других людей; только тогда у тебя может что-либо получиться, если в самом начале ты какое-то время отгребаешь тумаки и зуботычины. Без труда не выловишь харизму из пруда.

Дал себе слово прочитать "ДК" прошлым октябрём в Барселоне, стоя на набережной, под окнами последнего этажа дома в котором Сервантес заканчивал писать первый том.
Средневековье в Бсн удивительно обжито современностью и существует не бонусом или туристическим аттракционом, но как неотъемлемая часть современной жизни, от неё никак не отделимая. Борн и Еврейский квартал заселены так же густо, как и сто, двести, пятьсот лет назад линией непрерывной истории. Это очень важно, когда история непрерывна и способна продолжаться (то, что это особенно важно понимаешь именно в Волгограде).

"ДК" устроен как ренессансный сборник новелл для которого собственная история странствий ДК служит рамой. Так ты и начинаешь понимать, что главными персонажами здесь оказываются не ДК и СП, но встреченные ими эпизодические персонажи, каждый - со своей историей или ситуацией.
Точнее так - второстепенные персонажи здесь так же неважны, как и главные.

Вставные новеллы, как и приключения самого ДК описываются внешним рассказчиком, как бы со стороны, достаточно конспективно. Психологически мотивированные поступки чередуются с констатацией данности (особенно если речь идёт о самом ДК, самой непроницаемой фигурой книги (возможно потому, что вне текста ДК просто нет?))
Тело ДК состоит из текста (ведь он сам есть сумма предыдущих рыцарских романов) и является скрепой психологических мотиваций самого текста, из-за чего его как бы странно было бы дублировать "внутренним ДК" и нагружать дополнительными свойствами.
Несмотря на то, что ДК едва ли не одномерен, его латы и тело бумажны. Подобно сорокинским героям, ДК состоит не из плоти, но из букв.
Где-то возле Барселоны СП вскрывает приём: "хотя я и простой мужик, а тело у меня не из рядницы, а скорее из хлопчатой бумаги..." Хотя особенно на проговорках "ДК" останавливаться нет смысла: он весь из них и состоит.

Приблизительно с середины первого тома "ДК" превращается в самоигральный аттракцион, в машину, везущую саму себя. ДК оказывается персонажем модной книжки (то ли этой, то ли другой) и когда люди его встречают - они уже знают с кем имеют дело. Сервантес всё время ссылается на арабского автора рукописи о приключениях пародии на странствующее рыцарство, которую он (Сервантес) одновременно продолжает и которой следует.

Если же говорить о собственно приключениях, то их, за вычетом нескольких стычек и встреч, почти нет. Не-деятельность ДК идеально укладывается в пм-стратегию отложенного действия, заменённого ожиданием действия или разговорами о действии. Главной оказываются не персонажи, но сама схема устройства романа дороги, продвижение по которой порождает статус.

ПМ ДК проявляется ещё и в том, что, формально, ДК можно называть одной из первых медийный звёзд в истории цивилизации, а его путешествие - "мировым туром" или же "чёсом по провинции" в отсутствии разветвлённой и всепоглощающей системы СМИ: ДК не делает ничего что от него ожидают, смысловой центр путешествия всё время куда-то смещается, исчезая за линией горизонта. Тем не менее, слава ДК растет как на дрожжах.

Тем более, статус ДК постоянно опровергается (но ведь чем хуже - тем лучше, да?) и подвергается сомнению через вскрытие приёма - когда чаще всего истинными причинами самых фантастических событий оказываются банальные и бытовые. Но "ДК" и ДК необходимо всё время двигаться и лихорадочно действовать, только бы текст не прерывался.
Актуализация высказывания достигает своего пика в сценах жизни у Герцога и Герцогини, делающих СП губернатором "острова". Автор, кем бы он ни был, не скрывает, что церемонию расколдовывания ДТ, как и прочие события последних глав первого тома, они инициируют из праздности и забавы, дабы себя развлечь.
Так становится окончательно очевидным, что ДК - метафора, эмблема и символ литературы, существующей для того, чтобы сделать праздный досуг чуть более насыщенным.
Tags: дневник читателя, проза
Subscribe

Posts from This Journal “проза” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 122 comments

Posts from This Journal “проза” Tag