paslen (paslen) wrote,
paslen
paslen

Моне (151)

Остатки сна, продукты сглаза, внутри зимы заметна маленькая дверца на мотив снегиря


"Кувшинки" (1905) из бостонского Музея изящных искусств главным своим событием преподносит умиротворяющее зарево заката, поданное в отражённом виде. Для Моне отражение, почти всего, вскрытие приёма - отражение есть его собственная рефлексия, помещённая внутрь полотна точно так же, как в самой природе отражение оказывается зеркалом того, что происходит вокруг. Картина выполняет роль водоёма, зеркала, отражающей поверхности.
В этой, под номером 1671, если судить по теням деревьев, стоящих противоходом движению кувшинных островов, отражается закат (бальзам позднего вечера, загустевающее варенье жизни), прогорающий до последней искры. И уже неважны отдельные детали, тщательно прорисовываемые в других составляющих бесконечного цикла (Моне нашёл для описания волнующих его процессов точную и важную метафору - узелки цветов, дрейфущие по волнам памяти границе внутреннего и внешнего мира, двух реальностей, обладающих разными скоростями и старающихся опередить друг дружку), бутоны точно покрыты пыльным загаром, точно прибивающим сочную плоть к холодной отражающей поверхности.
Они здесь какие-то варёные, точнее недоваренные, будто бы плавающие на поверхности овощного бульона (зелёных щей) склизкие клёцки, завязи - то ли опухолей, то ли катаракт, расползающихся по всей поверхности обзора - и, то ли, открывающих пространство памяти, поверх пространства восприятия, то ли, напротив, затворяющие его. Старающиеся закрыть окончательно и бесповоротно.

Tags: Моне
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments