paslen (paslen) wrote,
paslen
paslen

Моне (149)

Балет соломы и песка, теней и неба, даль близка, в руке конверт, в груди привет


"Стога, Ночной эффект" (1884) из Пушкинского музея в Москве был куплен Морозовым (вместе с другой картиной, ныне находящейся в Эрмитаже) за 50 000 франков. Костеневич пишет, что в серии со стогами Моне неожиданно сближается с Сезанном в желании "передавать вечное, устойчивое в природе. Их взаимоуважение было огромным, к тому же Моне собирал картины Сезанна...
Подобно тому, как в своих маринах художник восхищался несокрушимостью скал под натиском волн, так в "стогах" он подчёркивал поразительную прочность этих совместных творений человека и природы, созданных из, казалось бы, наиболее ненадёжного материала, но способных переносить любые суровые метаморфозы природы. Стога стоят у Моне как изваяния. Ещё и потому им необходимо для констраста снежное окружение.
Серии Моне обычно в больше или меньшей степени подчинены какой-то схеме. Но серия "Стогов" композиционно неоднородна, подчиняясь простому подразделению, когда художник фокусировал своё внимание либо на одном стоге, либо на двух. Такое разграничение не подразумевает какой-либо хронологической последовательности. Художник писал то два стога, то один, потом - снова два, хотя, по всей вероятности, последние стога по большей части были одиночными - они представляют зиму. По какой-то причине оба подвида подразумевали неодинаковый композиционный подход. Имея дело с двумя стогами, художник не ограничивался одной композиционной схемой, рассматривая их под разными углами и заходя с разных сторон. Два стога, как игроки на площадке, постоянно занимают разные места. Композиционная игра - тоже игра. Другое дело -одинокие стога. Большая часть их подчинена ранжиру.
Как и позднее, в картинах Руанского собора, Моне строго придерживался здесь заранее принятой композиционной схемы. Однако, в Руане, как легко предположить, схема в известной степени навязана извне, ибо портал собора, рассматриваемый с одной и той же точки зрения, в общем, всегда предлагает одну и ту же визуальную проекцию. Обращаясь к стогам Живерни, художник волен был менять точку зрения, что иногда и делал, но, найдя однажды очень простой "каркас" выразительного расположения деталей с грядой холмов вдали и большим стогом, монументально рисующимся на переднем плане и задающим главные структурно-пространственные отношения, он потом ещё несколько раз воспользовался своей находкой, добровольно подчиняясь импертивам этого лаконичного построения..
."

Tags: Моне
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments