
Моя любимая, с точки зрения архитектуры, метростанция - Сокол, про неё как-нибудь в другой раз. Я люблю ещё Маяковскую, на которую Кропоткинская похожа строем, однако же, главное на Маяковской - мозаики Дейнеки, детали декоративного убранства, которые из станции хоть и не извлечь, но которые образуют какой-то иной пласт оформления.
Почётное третье место в моём персональном зачёте занимает Кропоткинская, основу которой составляют колонны, стилизованные под колонны древнеегипетских храмов с расширениями-лотосами на верхотуре.
Архитекторы А. Душкин и Я. Лихтенберг рифмовали станцию с древними коллекциями ГМИИ, раскинувшемуся по соседству, где одна из главных жемчужин - коллекция дипломата и востоковеда Голенищева.
Таким образом, станция как бы является подземным пространством ГМИИ, подготавливающим торжественный вход в Древнеегипетское царство, долгое время бывшее главным манком небогатого на пунктумы музея (станцию запустили в 1935 году, когда о экспонировании собраний актуального французского искусства Щукина и Морозова речи ещё не шло).
Ну и замена одного Храма (Христа Спасителя) на другой, неожиданно оказавшийся актуальным (мумифицирование Ленина разве не туда же?), почти археологическим и, почти в буквальном смысле, более укоренённом в земле.


Она почти всегда, сколько бы народу на ней не тусило, кажется полупустой. Место оказывается дополнительно расширенным за счёт точного и чёткого соблюдения пропорций, создающих дополнительные эффекты простора и покоя. Несколько лет назад, в ходе чистки и реставрации, Кропоткинскую по новому подсветили, спрятав более яркие, чем нужно светильники в нишах столбов. Правильный (аутентичный), почти физически ощутимо сгущающийся полумрак, увы, рассеялся, режим инсталлирования нарушился. Зато такое освещение помогает фотографировать, делая контуры колонн более чёткими, графичными.

