paslen (paslen) wrote,
paslen
paslen

Categories:

"Пир Трималхиона" АЕС+Ф в "Гараже"

48.53 КБ

Посредине "Гаража" (сразу за прямоугольным чёрным ангаром с Ротко) построили круглый зал для видеоинсталляции АЕСов; внутри вычищенная и вылизанная стереомузыка, струящаяся на девять огромных экранов, объединённых в группы по три экрана.
Посредине набросаны лежаки, чтобы видео можно было воспринимать более комфортно.
Кино, начинавшееся ярмарочным балаганом, возвращается в стилизованный цирк (не хватает лишь 3д-очков).
Действие идёт параллельно с трёх сторон, никакой прямой параллельности, хотя, разумеется, изображения комментируют и дополняют друг друга.
Но прежде чем попасть в центр проекционного круга и зайти за Ротко утыкаешься в инсталляцию Карстена Хёллера "Гигантские трёхчастные грибы" как бы намекающие на то, что всё в "Гараже" теперь выставленное, оказывается результатом галлюциногенных свойств этих растений, де, администрация "Центра современной культуры" снимает с себя всякую ответственность за визионерские видеофрески АЕСов и за столетнюю историю перформенсов, выставленную параллельно в виде небольшой видеотеки с массой квохчущих экранов, окружённых распечатками аппликаций и фотодокументацией.
И накрываемых мощным звучанием Бетховена, от которого здесь не скрыться.

59.28 КБ


АЕСы многому научились у Мэтью Барни - и, в первую очередь, соединению показа с выставкой, нарезанной из отдельных кадров, а, во вторую, нагнетанию нарративной суггестии, никуда особенно не ведущей.
Сюжет у "Пиров", разумеется, имеется, хотя он здесь совершенно необязателен, развивается пунктирно и больше озабочен не причинно-следственными связями, но соотнесённости с саундтреком, написанным Павлом Кармановым на основе траурного марша из Седьмой Бетховена и Концертной симфонии ми-бемоль Моцарта.
Музыкальное сопровождение диктует форму, закольцованную и идущую по кругу, бесконечным "Болеро" с массой ложных финалов (когда очередной раз включается траурный марш) и многоступенчатыми катарсисами - форма давления, позаимствованная из арсенала шоу-биза, как нельзя лучше подходящая к гламурно-цифровому зрелищу.

175.96 КБ

История. Группа туристов приезжает на огромном корабле на утопически красивый остров. Воплощённый консюмеристский (и какой угодно) рай с вышколенной обслугой, изысканными яствами, эротическими процедурами, сексуальными оргиями и прочим санаторно-курортным инвентарём.
Экзотическая природа, стаи летающих птиц, реки вина.
Туристы разбредаются по пляжам и горнолыжным вышкам, бесконечным интерьерам замков и дворцов, будто бы перенесённых с ренессансных архитектурных фантазий: то, что на картинах классических мастеров оказывается на периферии композиций, здесь перенесено в центр, укрупнено и преувеличено.

АЕСы во всю используют традиционную иконографию ("Пир" можно назвать справочником или энциклопедией привычных композиционных решений, окликающих всемузейные недра), правда, лишая её стандартного религиозного содержания: видеоперсонажи двигаются и замирают, принимая позы Пьет, Св. Себастьянов, Снятых с Креста, сбегающих в Египет и умывающих ноги, но делают это в рамках туристического парадиза, в дискурсе "Всё включено", из-за чего становится очевидным - потреблядство и есть новая религия, которой все здесь преклоняются.

Туристы (иногда они меняются местами с обслугой, начиная обхаживать людей в ливреях и фирменной форме) потребляют на всю катушку удовольствия и дивные дивы, не замечая, что смоделированное на компьютере море начинает волноваться, порождая бурное кипение вод, появляется летающая тарелка, на пляже поднимается песчаная буря, все бегут поскорее от берега, падают, погибают. "Всё включено" оборачивается "Все умерли", ну а утопия оборачивается антиутопией.

174.96 КБ

Территория грёзы. "Пир" - нечто среднее между набором слайдов и видеоинсталляцией.
Но это не фотографии, потому что изображении двигается (точнее, дёргается туда-сюда - все изображения АЕСов двухшаговы, они всё время будто бы оглядываются, чтобы потом, замерев, вернуться в исходную позицию), однако, и не полноценный фильм с плавными, как в жизни, движениями - ведь мир острова и каждого мига на нём статичен и [снаружи и изнутри] мёртв: изображение, вычищённое всеми возможными и невозможными фото-шопами и компьютерными ухищрениями, едва ли не бликует от всепоглощающего глянца, заставшего в одном шаге от тотальной мультипликационности.
Но это и не кино - потому что "плёнка" будто бы всё время заедает и дёргается, не развивая развитие, но обрываясь, сменяя, заменяя одно другим.
Не фотография, не видео, не кино, не слайд-шоу, но претензия на изобретение какого-то иного дискурса развития, отрицающего поступательное развитие и кружащего на месте.

Ну, да, "Пир" чем-то похож на недоделанный мультфильм; причём не самого лучшего качества - ведь как известно, у хорошего аниматора движется не только главный герой, помещённый в центре кадра, но и окраины кадра тоже обязаны щебетать, трепетать и сминаться, а у АЕСов мир недвижим, за исключением протагонистов конкретного мига, раскрашенных яркими, анилиновыми красками.
Меня, честно говоря, это двухчастное движение, психоделически воздействуя на вестибулярный аппарат и едва не доводящее до головокружения, заинтриговало более всего.
Почему оно было выбрано именно такое, дёрганное и полустатичное? Возможно, оттого, что наши фантазии посещают нас набором никуда не идущих образов?
Мечта, как и память, выкликает картинки, что могут быть расплывчатыми или же предельно чёткими, однако, и в том и в другом случае, все эти видения статичны, так как извилин хватает лишь на воскрешение воспоминания, но не его одухотворение.
АЕСы сочиняют воспоминание о том, что ещё только будет, конструируют акмэ нынешней цивилизации (важно, что "Пир" был снят и сшит до начала мирового кризиса), которая если будет потреблять так же, как теперь, то исчерпает себя быстрее, чем даже думалось всего-то пару лет назад.

188.36 КБ

Гламурный антигламур. Персонажи не зря амбивалентны - в потребительский парадиз может попасть любой, были бы деньги.
Трималхион у Петрония был нуворишем, он разбогател не так давно и комфорт богатства, которым он заваливает своих гостей, воспринимается им не как имманентная данность, но как всё ещё праздник, который пока ещё с ним...
Грибы Хёллера нужны ещё и потому, что путешествие внутрь дупла богачества, по которому скользит Дарья Жукова Алиса, состояние новое и неизведанное: тем интереснее и непредсказуемее: возможны всяческие загибы, причём, порой, не самые предсказуемые.
Центр современной культуры "Гараж", почти сразу же ставший важнейшим местом московской гламурной инфраструктуры, когда невозможно точно определить, что важнее - выставочная начинка или же потребительская составляющая (магазин, кафе, веранду вот открыли, вернисажи с участием олигархов проводят) выставляет инсталляцию, чётко и конкретно рассказывающую о том чем заканчивается безудержная курнокопия.
Слухи о том, что Абрамович выкупил коллекцию картин Ротко, выставленную здесь же, крепчают с каждым днём, из-за чего "Пир Трималхиона" выступает здесь актуализацией высказывания и вскрытием приёма: художники комментируют ситуацию, возникающую здесь и сейчас.
Они уподобляют "Гараж" потерянному острову, накрытому цунами, которое без следа смывает красивые богачества со смелостью, достойной всяческого поощрения.

Подобные художественные жесты и показывают как актуальное искусство выполняет свою критическую, критиканскую функцию даже тогда, когда думает о деконструкции формы, а не содержания.
Tags: Гараж, выставки, искусство
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments