paslen (paslen) wrote,
paslen
paslen

Серебренников, репетирующий "Героя нашего времени"


Кирилл Серебренников репетирует со своими второкурсниками "Героя нашего времени", инсценировку романа, из которого, как считает Кирилл, вырос практически весь Чехов.
Показ МХТовскому начальству назначен на второе июля, а пока, под крышей бывших театральных цехов, построенных на рубеже XIX и XX веков и стоящих во внутреннем театральном дворе, состоялся первый прогон, показавший, что спектакль может получиться незаурядный; как из-за усилий Серебренникова, придумавшего расшитую блесками постоянных придумок, партитуру, так и из-за трепетного отношения к "материалу" студентов, большинство которых работают как вполне состоявшиеся актёры.

Начать с того, что в спектакле, длительность которого превышает три часа, пять Печориных, три княжны Мэри и несколько Вер (я смотрел прогон куска, основанного на части "Княжна Мэри", начинающегося с докторской лекции о пользе поездки на воды и санаторно-курортного режима дня), появляющиеся последовательно и как бы передающие друг другу эстафету своего персонажа, играющих разные состояния одних и тех же героев.
Приём, работающий и в других спектаклях Серебренникова, с повторением одних и тех же монологов, извлечённых из прозы и ставших прямой речью, разными артистами, не равными друг другу.
Это фиксация разных состояний, но и неизбывности архитепических ситуаций, перекидывающихся (переплывающих, перепрыгивающих) от одного человека к другому человеку.
Нынешняя "Княжна Мери", таким образом, оказывается, в том числе, ещё и про "мужское" и "женское" в их традиционном наполнении: герои Лермонтова оказываются всемужчинами и всеженщинами, репетирующими на своих плечах едва ли не древнегреческий (несмотря на мелодраматичность сюжета и способа существования, заданного Кириллом в этом куске) конфликт между конкретикой индивидуального - ведь все эти Печорины и Веры оказываются реальными ребятами со своими качествами и свойствами, и - надличностными силами, судьбы или же рока.
Плюс, разумеется, таким образом, решаются важные педагогические задачи - блуждающий центр позволяет не одному, но сразу нескольким студийцам (а именно так, таким словом правильнее всего, методологически корректнее, называть серебренниковских второкурсников) попробовать шкуру героя-любовника, протагониста и главного героя.


Серебренников делает историю Печорина и людей его окружающих, зело современной. И не только за счёт, ну, например, видеострансляции, используемой в одной из частей "Героя" (понятно, что разные части романа выдержаны им, точно так же как у Лермонтова, в разных стилистических ключах, являясь ещё и упражнением в жанре) и привлечения актуальных реалий, вроде разговоров о Чеченской войне и вставных номеров, пародирующих стразы шоу-бизнеса, но и потому что поведение современных людей оказывается завязанным на вневременные, архаические пласты сознания.
В спектакле много музыкальных, вставных номеров, сочинённых и исполняемых студентами. Они поют хором и сольно, на сцене стоит пианино, с которым завязываются самые разные отношения, в другом углу сидит роковое трио.
Серебренников сочиняет спектакль как симфоническую партитуру, раскладывая историю на множественные голоса, выстраивая пульсирующий от мизансцене к мизансцене ритм, начинённый массой остроумных придумок (с ванной, с персидским ковром, с чайничками для питья минералки, с разыгрыванием отдельных реплик, смысл которых встаёт из-за этого едва ли не на дыбы), проложенный повторениями и повторяющимися лейтмотивами, развитием главных тем, смысловыми оттенками и нюансами.
Он находит в лермонтовской прозе массу смешного (и напрямую и после извлечения наружу подтекстов), действующего обжигающе - поскольку основное настроение спектакля особенно весёлым назвать нельзя.
Полтора часа, после которых Кирилл устраивает разбор полётов с показами (а в бывших мастерских такая же пототочивая, как и по всему прочей Москве, жара), пролетают на одном дыхании по возрастающей

Перед началом Кирилл снимает свой фирменный кепарик и садится с листами бумаги, на которые будет записывать замечания.

Первый Печорин появляется из-под колосняков. Спускается сверху как "бог из машины", сумрачен и небрит

50.74 КБ

Печорин, один из Грушницких и три ипостаси княжны Мэри

57.15 КБ

64.39 КБ

А это уже другой Печорин и доктор Вернер

49.25 КБ

Монолог Печорина

44.32 КБ

Лежит: одна из Вер, сидят - третий Печорин и одна из реинкарнаций Доктора Вернера. На переднем плане бюветы №2 и №3

52.18 КБ

Фокусник распиливает свою помошницу. Трио в правом углу сопровождает действие музыкальными импровизациями. Грушницкий (один из Грушницких) в очках затевает интригу

49.21 КБ

52.70 КБ

Свидание Печорнина и княжны Мери

53.55 КБ

51.32 КБ

Слева Печорина ревностью терзает любвиобильная Вера; справа - фокусник и его помошница

48.18 КБ

Обитатели курортного городка плетут заговор притив Печорина

50.02 КБ

Разбор полётов. Серебренников проходит вместе со студентами проблемные точки спектакля.
Кирилл объясняет зависимость восприятия от положения света и складывание картинки с помощью софитов и про семиотику движений: любые перемещения по сцене считываются зрителями так или иначе, поэтому здесь не должно быть холостых, ненаполненных движений, замусоривающих общий смысл и отвлекающий зрителей от сути. Любой, даже самый формальный способ существования должен быть оправдан внутренним содержанием, результатом которого любые жесты и движения и должны являться;
главные претензии Кирилла к студийцам - по ритму, который должен быть ещё более динамичным.

80.36 КБ

64.53 КБ

59.96 КБ

42.33 КБ

74.91 КБ

61.78 КБ

Студенты готовят проход по основным точкам "Тамани". Кирилл надевает свой кепарик, репетиция закончена...

77.54 КБ

В "Тамани" главное - темнота и видеопроекции...

32.80 КБ

57.66 КБ

Tags: дни, люди, театр
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments