paslen (paslen) wrote,
paslen
paslen

Category:

Сергей Братков "Балаклавский кураж". Инсталляция в ПМСИ



18.18 КБ

Конечно, это самая сильная работа на «ЯКШО». Несколько дней ходил вокруг да около инсталляции Браткова, так она меня забрала и не отпускала, всё думал, проявлял и формулировал впечатление. Почти напоследок зашёл посмотреть ещё раз, затем ещё, наконец, обратил внимание на звуковую дорожку – песенку «Муми Тролля» (?), особенно удачно подобранную к этому 4’28’’ ролику, задающему чёрно-белому ролику и ритм и дополнительный смысл.

Больше всего меня интриговало – отчего же в Москве я не обратил на неё внимание? Помню, мы пришли в «Риджину» с Верой Михайловной, там зал был больше, но стояла та же самая, необходимая для трансляции чёрно-белого видео с ныряльщиками, темнота и бетонные болванки с арматурами и крючками, торчащие уже из пола галереи, но являющиеся логическим продолжением видео (его как бы подводной частью: парубки прыгают в воду, не зная, что под ней стоят дуры, способные убить любого). Хотя в «Риджине» сваи эти стояли не так кучно и инсталляция имела явно горизонтальное расположение, тогда как в Перми она оказалась более компактной и, оттого опасность здесь явлена куда конкретнее.



А ещё загрождение, которым заканчивается зрительский помост (попадая в тёмный зал ты поднимаешься по ступенькам, упираешься в обрыв, за которым глубина со столбами, а видео – на противоположной стороне, точно другой берег или же экран в кинотеатре – и тогда ты оказываешься точно в будке киномеханика) сделан в Перми на уровне колен, не выше (в «Риджине» на него можно было облокотиться как на изгородь): то есть, он НЕ СПАСАЕТ, лишь предупреждая, да и то в каком-то необязательном порядке. Де, ну какая разница, всё равно никто на чужих ошибках не учится и все свои промахи (в том числе и опасные для жизни) ты всё равно совершишь САМ.

Я вспоминаю случай из своих школьных лет; апрель, ещё весь снег не сошёл, но уже активно тает, собираясь в непрозрачные лужи; класс пятый-шестой и, после уроков, мы с пацанами отправились на гаражную стройку возле железнодорожной насыпи жечь дымовучку. И кто-то нас попалил или спугнул и как все побежали в рассыпную. Все побежали и я побежал по узкой перемычке между двумя котлованами будущих гаражей. По мокрому суглинку. Нога, разумеется, скользит и я торпедой, вниз головой, ухожу под воду.
Глубина оказывается наипорядочнейшей и я полностью вхожу в холодную, желтовато-мутную воду, продолжая движение по траектории падения.
Всё происходит столь быстро, в доли мгновения и я не успеваю задержаться или даже испугаться. Тем более закрыть глаза. И я вижу как проплываю мимо каких-то связок чего-то там, кабелей или труб, деревянных (?) столбов, забитых в основание фундамента и безжалостно торчащих остриями вверх. Тут я группируюсь, переворачиваюсь и, достигая ногами дна, отталкиваюсь. Вылетая из воды, вижу как мои одноклассники застыли по краям этого бассейна, поражённые как…


41.10 КБ

Маме я тогда ничего не сказал, но инсталляция Браткова практически лишена ностальгических интенций. Большей частью она – метафора свершающегося на наших глазах становления жизни. Прыжки «не зная брода» есть точный перенос движения [не без бравады] на ощупь, в котором мы постоянно пребываем, поскольку жизнь не имеет черновиков.
Сам художник делает обманный пас, настаивая именно на кураже как символе тщеты всего сущего, но произведённое впечатление оказывается шире и многослойнее. В том числе и из-за крайне скупых и столь же крайне точных выразительных средств.

40.95 КБ

На моих снимках клёпаная, ободранная жесть у занозистых мостков превращается в греческие мраморы. В развалины Парфенона. Мне нравится, что фотовспышка не способна преодолеть интровертной темноты павильона, из-за чего бетонные надолбы превращаются в полуприведения, похожие на глыбы подтаявшего льда или же на верхушки айсберга. Значит, поймать и зафиксировать переживание можно лишь здесь, на выставке и нигде больше. А память лишь изощряет чёткую и скупую форму выражения.


44.07 КБ

Крайне важна интервенция актуального изобразительного искусства на территорию сопредельных видов самовыражения. Фотография уже давно стремиться подменить собой не только прозу, но и поэзию. Инсталляции и перформенсы разыгрывают статичный (и не очень театр). Видео сам Б-г велел спорить с кино, но видео этого мало; видео уже практически поглотило живопись, а теперь, в соединении с пластикой, оно хочет стать всем – и живописью, и скульптурой, и кино, и театром и даже литературой, которая одна единственная даёт возможность длительного и глубокого (с головой) погружения.

42.36 КБ

Визуальное искусство уже не «стесняется» главенства в эпоху перехода от буквы к знаку, от плоскости к объёму; оно осознаёт свою передовую роль в нахождении новых территорий едва ли не по всем фронтам, значительно опережая в развитии традиционные виды искусства, завещанные нам Аристотелем. Совриск – та самая актуальная, поисковая среда, где, собственно говоря, и происходит продвижение вперёд, вслед за которым подтягиваются и другие, более медленные и консервативные формы освоения и описания действительности.

Tags: Пермь, выставки, искусство
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments