paslen (paslen) wrote,
paslen
paslen

Categories:

Александра Экстер в ММСИ на Петровке

41.73 КБ


Конечно, это никакая не ретроспектива: театральных эскизов и книжных иллюстраций в экспозиции больше, чем картин. Тем более, что вход на выставку сделали именно через театрально-декоративный раздел - и даже не театральный, но киношный: первый, за-такт, зал превращён в киношку.
Здесь показывают немую фильму Протазанова "Аэлита" для которой Экстер делала декорации и костюмы марсианского пространства.
Правда, почему-то, с французскими титрами.
Весь её пластически-плоскостной футуризм как нельзя лучше подходит для фиксации и выражения другого пространства, которое и было востребовано в театре.

54.93 КБ

От Протазанова - прямиком к Таирову. Целая анфилада отдана эскизам костюмов (в основном) и раскладок декораций к нескольким известным спектаклям "Камерного театра". К Уайльду и Шекспиру. Причём одному спектаклю посвящён один зал. С афишей, где она сохранилась или же с программкой.
Так же, что крайне важно, висят большие цитаты из рецензий (в основном Тугенхольда), из которых становится очевидным, что Экстер была равноправным участником процесса сочинений таировских спектаклей. И что тот пластический облик таировского стиля, с которым мы ассоциируем значение и значимость Камерного принадлежит именно этой самой "амазонке авангарда".
Театр - искусство хрупкое и сиюминутное. Записей спектаклей, как я понимаю, не осталось. Остались лишь материальные свидетельства, да и то подготовительного характера - "раскадровка" по некоторым мизансценам, наброски одеяний. Красочные, сочные, динамичные.
Посему можно сказать, что (если не влезать в изучение вопроса) Таиров для нас - это Экстер и есть.

Далее следуют залы с книжными иллюстрациями и, если точнее, с реконструкциями "книги художника", когда страницы являются авторскими высказываниями, а текст выполняет роль лишь одной из составляющих оформления, не более.
На выставке Экстер выставлено несколько таким книг, превращённых в локальные выставочные территории и лучшая из них (на мой вкус) - оформление четверостиший Омара Хаяма, стилизованное под средневековые арабские миниатюры.
Между прочим, показывающие, что Экстер - это необязательно кубофутуризм, нарезанные ломтями сдвинутые от центра (или к центру) сочные плоскости (когда любое пространство уподобляется натюрморту) и что художница могла работать в самых разных стилях и направлениях.
Несколько поздних картин и эскизов показывают влияние французского кислорода (Экстер эмигрировала во Францию и умерла там в провинциальном городке с длинным названием), немного от Пикассо, немного от Матисса: оказывается, футуристическая многослойность и кубистическая объёмность могут быть и объёмными и плоскостно-декоративными.

Возможно, это впечатление (маленькое открытие?) и есть самое сильное от экспозиции, прикидывающейся ретроспективой, но оказывающейся вольной или невольной интерпретацией творчества конкретного художника. Отчего высказывание ММСИ говорит не сколько про саму Экстер, сколько про метапрофессиональные вопросы - от особенностей кураторского искусства до состояния нашего выставочного процесса и специфики филиала ММСИ на Петровке.
Борис Мессерер, поименованный оформителем пространства, выдохнул все свои находки в самом начале, оформив парадную лестницу многократно увеличенными афишами футуристических выставок и этим ограничившись. Всё прочее сделали из того, что подвернулось под руку.
Я вспоминаю часть этапной выставки "Амазонки авангарда", где это звание Экстер делила со Степановой, Розановой, Гончаровой и Удальцовой, где основной акцент был сделан именно на станковых работах.
Понимаешь, что у кураторов есть свои хитрости и уловки: небольшое количество картин того или иного мастера, не тянувшее на отдельную самодостаточную экспозицию, поддерживается и подпитывается высказываниями соседей.
Такое вот манипуляторство: чужие голоса накладываются друг для друга, создавая ощущение плотного гула. Разрозненные объекты разных художников подпитывают друг друга и влияют на конечное ощущение полноты и обильности.
А если ничего этого нет, то впечатление выстраивается совершенно иным образом - театральная экспозиция в ММСИ делает из Экстер мастера "декоративно-прикладного", когда не знаешь с чем из сделанного останешься в вечности.
Большой простор, позволяющий протоптать свою тропку.

Tags: ММСИ, выставки
Subscribe

  • Твит дня. Антон Чехов

    Если человек не курит и не пьет, невольно задумываешься, а не сволочь ли он?

  • Твит дня. А. Гельман

    Только пережив ожидание исчезновения, можно по-настоящему ощутить прелесть присутствия в жизни.

  • Твит дня. Владимир

    С годами перестают удивлять подлость, предательство и лицемерие, зато все больше изумляют добродушие, надежность и открытость.

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 28 comments

  • Твит дня. Антон Чехов

    Если человек не курит и не пьет, невольно задумываешься, а не сволочь ли он?

  • Твит дня. А. Гельман

    Только пережив ожидание исчезновения, можно по-настоящему ощутить прелесть присутствия в жизни.

  • Твит дня. Владимир

    С годами перестают удивлять подлость, предательство и лицемерие, зато все больше изумляют добродушие, надежность и открытость.