paslen (paslen) wrote,
paslen
paslen

  • Location:
  • Mood:
  • Music:

В сторону Моне


Выставка Моне в Пушкинском музее, кажется, одна из самых лучших, виденных в последнее время в Москве. Впрочем, достоинства её, ровно как и недостататки, совершенно не зависят от качества и организации материала, всё - в тебе, в зрителе. Хороший повод порассуждать о музее, о музейном зрении.

Недавно я писал про то, что богатейшая и разнообразнейшая коллекция импрессионистов в Д Орсе не вдохновляет: контекст не тот: там все эти импрессионисты как у нас передвижники, сплошная Третьяковка. Здесь же, в Пушкинском, каждое полотно - как сокровище, как жемчужина.


...потому что экспозиция состоит из того, что уже хорошо знаешь в самом Пушкинском и Эрмитаже (включая недавно выставленные перемещённые полотна), всё дело в изменении развески, всё дело в том, что привычные сюжеты перевешены в непривычные места. Эрмитажные картины - застёгнуты в колонаду Белого зала, Пушкинская коллекция, содранная с привычных (насиженных) мест и тд.: всё перемещается

...кто-то из журналистов посетовал, что здесь, между колонами, картинам Моне не хватает натурального освещения. Мол, загубили выставку. Иначе и быть не могло: старое в ином месте не могло выглядеть иначе.

...а потом я прошёл по анфиладе привычных залов, в которых Моне привычно соседствует с Дега и Ренуаром. Зияние (пространства, высвободившиеся из-за вывешенных на выставке холстов) оказались столь вопиющими, а коллекции скудными, что я физически ощутил предел этих залов, этих выставочных пространств... как смотрители-усмотрители их растягивали, создавая ощущение заполненности.

В закутке напротив Белого Зала - типа комната Пруста. Помимо знаменитого портрета Жака Бланша (с орхидеей в петличке) и потрета Роберта де Монтескью (который прототип Шарлю), кочующих из книжки в книжку, выставлены картины того времени (наподобии тех, что мы смотрели с Анле в Карнавале, одышливый маслянистый бидермейер) и чудовищные экзампляры книг Пруста, высохшие с блямбами каталожных номеров, совершенно дескридетирующих святые идеи снобизма и эстетического совершенства (правда там был альбом с панорамными фотографиями, который я купил в Париже, и это хоть как-то примирило меня с действительностью. Но вот тома лекций о Прусте Мамардашвили - не было!)

То есть, выставка устроена дурацки. Зато экономно. Если в обычной ситуации ты обращаешь внимание на имена художников (искусство и есть, возникает вместе с подписью, искусство и есть подпись), то здесь, так как художник один, ты смотришь на этикетки с названием музеев. Концентрируешься именно на них, так как работы из российских собраний гипотетически кажутся более доступными. Ан нет, происходит механизм замещения, одно прикидывается другим. На самом деле, тебе просто важно на этикетку взглянуть. И этому самому повод придумать.
То есть, на лицо всё та же самая сплошная несамостоятельность - без этикетки никуда! Сплошная геополитика.

И потом: эта поточность - разве можно разглядывать картины, когда вокруг столько народу. Это же как секс, интимнейшнее занятие, граничащее с таким самораскрытием - то, как я смотрю на "Кувшинок"; то, как эти люди заставляют меня на них (на Кувшинки) смотреть). Прикидываться, прятаться или рисоваться.
Так трудно менять места дислокации - Моне как никто другой требует разных агрегатных состояний смотрения - переключения фар внутреннего напряжения, отходы на другую сторону анфилады, чередуемое с фронательным, лоб в лоб, разглядыванием фактурности поверхности и тд. А тут - люди, люди, люди...

Но вот в Д Орсе это усердие не включается: там Моне много-много. И воздуха - много-много. Значит, только при определённом состоянии. Это как театр. Как в театре: выпей перед спектаклем 100 грамм и ты обязательно будешь плакать от любой пьесы.

Как-то уже совсем очевидно становится, что мы приходим в музеи не на картины любоваться, картины и экспонаты в музеях нас давно интересуют в последнюю очередь (в Парижских собраниях мы с Женькой всё больше виды из окна сравнивали).
Музеи -последние пристанища аутентичности в мире заштампованности и стандартов. Авторскость, сделанность, штучность обостряет, включает внутри нас машинку нашей собственной незаёмности и исключительности, превращая прогулку по музею в сеанс "здесь-бытия" (кто Хайдеггера знает, знает).

Поэтому твоё собственное отражение в стекле шедевра важнее того, что на нём изображено. В конце концов, сам шедевр потом можно будет разглядеть дома в каталоге, без этой толпы, шума и прочих трудно переносимых неудобств. Я, кстати, так и поступаю. Именно отсюда возникает идея погони за эйдосами, когда важно схватить суть, но, при этом, постараться не растратить ни капли себя, не дать объекту тебя использовать. Каталог -вот для чего делается большинство современных выставок. Просто не надо этого стесняться.

...тем более выставки литературные - как Стринберг в Д Орсе или Пруст в Пушкинском: удвоение литературы, разумеется, все эти бумаги и портреты, обрамлённые многостраничным комментарием выглядят куда лучше, интереснее, почётнее, чем наяву. Плюс глянцевая или матовая бумага. Плюс ритм осмотра экспозиции, который ты, укутав ноги паутинкой шотландского тёплого пледа, сам себе задаёшь.

В руках у меня большая бульонная чашка, в ушах - приятная музычка, подушки, что ещё нужно для счастья восприятия искусства?!

Locations of visitors to this page
Tags: Моне, выставки, дни, искусство, музеи
Subscribe

  • Как Инстаграм рекламой сломал себе карму

    Инстаграм ввел рекламу и, тем самым, сломал себе карму. Надо сказать, что до этого он был безупречен – сразу видно, что создавали его умные,…

  • Бытийная мимикрия в районе ЧМЗ

    Каждый день я подолгу жду седьмой троллейбус в самом начале ЧМЗ - городского района, отделенного от всего остального Чердачинска мёртвой…

  • Эрос невозможного. Вершки и корешки

    Давно хочу записать одно наблюдение за модой: есть тенденции навязанные (поверхностные) и такие, как грипп, быстро приходят и быстро уходят, а есть…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments