paslen (paslen) wrote,
paslen
paslen

Categories:

Дневник читателя. Валерий Введенский "Старосветские убийцы"

Пухлый достаточно роман этот, только что изданный "Издательским домом Ольги Морозовой" начинается с того, что станционный смотритель, пообещавший лошадей, отчего-то медлит. Доктор Тоннер, проголодавшийся в дороге, оказывается за столом с генералом Веригиным, где знакомится с другими путешественниками по казённой надобности.
Каждый из их едет по своим сложносочинённым делам, однако, миссии их оказываются под угрозой: лихие люди сожгли мост и теперь можно добраться лишь до ближайшего имения князя Василия Васильевича Северского, в котором играют свадьбу.
Совсем как в недавней повести Владимира Сорокина «Метель», путь-дорога мешает персонажам исполнить намерения, впутывая их в каскад обстоятельств, опасный для жизни.
Утром находят убитым жениха, вместе с ним в кровати лежит отравленная любовница. А невеста, точнее, молодая жена пропала. Она и оказывается главной подозреваемой. Тем более, что пока суть да дело, происходит третье убийство, четвёртое…


Всё происходящее в книжке начинает напоминать «Десять негритят», когда в замкнутом пространстве любой может оказаться следующей жертвой или же коварным преступником.
А ещё, с первых же страниц, роман Введенского самым очевидным образом отсылает к ретродетективам Бориса Акунина. Хотя есть здесь и серьёзные методологические отличия: сама интрига с убийствами и постепенно нарастающим напряжением начинается где-то ближе к середине «Старосветских убийц».
Первые полторы сотни страниц четыре десятка персонажей (для помощи читателю Введенский помещает список действующих лиц в начале текста) разговаривают и веселятся.
Пьют. Едят. Кадрятся. Стреляются. Интриганят. Сплетничают. Снова пьют. Умничают. Гуляют в парке. Снова едят, много и обильно. Доктор Тоннер консультирует помещицу, страдающую от обжорства. Генерал Веригин влюбляется в новобрачную.
У всех есть свой интерес, свои запутанные привязанности. Почти как у Чехова – «семь пудов любви» и мнимая невозможность счастливого разрешения многочисленных спутанных перипетий.
Намеренно затянутая экспозиция детектива превращается в роман о жизни дворянской усадьбы. В куски, театральным языком говоря, «по атмосфере». С атмосферой.
Понятно, что одна из глав с описанием вскрытия трупа, вынесенная в пролог, обещает тайны и обманы, расследование и поимку негодяя, мы же все только того и ждём. А если и глотаем длинные бессобытийные главы, насыщенные идеологическими спорами и случаями из жизни, то понятно для чего мы это делаем.

Да только неспешность и самодостаточность бытовых и любовных картин, написанных по науке (список монографий прилагается к перечню действующих лиц), сквозь которые необходимо пройти как можно более внимательно, дабы не упустить ни одного крючка, работает традиционной русской прозой с поисками и исканиями, превращающими второстепенных персонажей в главных. И наоборот.
Всё это ещё и хорошим русским языком написано, богатым и проработанным, из-за чего «Старосветские убийцы» напоминают лучшие стилизации Антона Уткина, настоянной на самых что ни на есть классических образцах.
Выходит что-то типа маслениковской экранизации рассказов про Шерлока Холмса, где антураж оказывается не менее важным, чем кто убил и каким образом великий курильщик трубки разгадает очередную загадку.
Но это проза-проза или, всё-таки грамотная, тщательно отделанная беллетристка?
Tags: дневник читателя, проза
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments