paslen (paslen) wrote,
paslen
paslen

  • Location:
  • Music:

Вторая Рахманинова в ЗЧ. РНО. Синайский

В Рахманинове важна не море разливанное пшеницы и солода, здесь русский дух, здесь Русью пахнет, вполне, впрочем пенно, не столько раздольно, сколько разгульно, как та самая пена пивная, что подступает к горлу и выступает горючими пьяными слезами, в Рахманинове важен внутренний свет на просвет и внутренняя арфа, звучащая в недрах оркестра, едва ли не на самом его дне.
Когда вдруг, в этом равнинном ландшафте возникают проблески гармонического расхождения внутри групп и даже одной группы (разумеется, смычковых) и вот тогда внутри звучания возникают часики или мерный ход времени, почти мгновенно захлёстанный общим бурным потоком и внутри этого потока потонувший.
Когда в лесу вдруг мощный столп света пронизывает всё расстояние от земли до неба, вступая в резонанс с деревьями и выстраивая рядом с ними, с деревьями, точно такие же стволы, но только светящиеся. Прозрачные.
Таких проблесков и опушек мало, но, как мне кажется, ради них всё и затевается.
Главная из них, на мой вкус, в финале второй части Второго фортепианного концерта, когда перпендикулярно слоям скрипичного лака, плавно стелящегося на, вдруг возникает, внутри него, очень чётко и структуированно аккуратные струнные запилы, каждый из которых - не больше хвойной лапы с иголками, которые будто бы пробираются против хода времени, намекая на возможность... воскрешения?
Это один из самых сильных фрагментов не только у Рахманинова, но и вообще в, извините за выражение, симфонической литературе.
Это, а вовсе не "поцелуй на морозе" и не необъятные нивы у Рахманинова главное, но почти сразу же рассыпающиеся пазлы инобытия. Когда, условно говоря, нам дают не Шишкина с Левитаном, но Борисова-Мусатова с Врубелем.
Если знать про это и до этого дотягиваться дирижёрской палочкой, всё получится.


У Синайского не получилось. Это было видно уже по его мимике, словно бы пытавшейся уже даже не подсказать содержание, но руками и взмахами бровей вытащить его наружу.
РНО работал как всегда, чётко и точно, но химии не случилось, алхимического переплавления олова в золото не произошло.
Вышли страдания русского белоэмигранта, заглушающего тоску по березкам где-нибудь в Харбине. И что это за волшебное слово, которое знает Плетнёв, и не знает Синайский, дававший "Спивакова": в крещендо он кивал духовикам, молодцы, мол, а в самые патетические моменты раскидывал руки, словно бы изображая простор и подбирал губы, словно бы причмокивая: "Велика Россия-матушка, ох, велика..."

46.60 КБ

Впечатление оказалось покоцанным ещё и потому, что припозднились. Побежали в БЗК, тогда так как концерт давали в Зале Чайковского; подсознанка дурную роль сыграла. Оттого и пришли к самому концу "Энигмы" Элгара, забравшись под самую верхотуру последнего амфитеатра, откуда обзор и куда звук воспаряет как дым от жертвоприношений, возносимых олимпийцам.
Сидишь, как над пропастью во ржи и смотришь на всё внизу как из иллюминатора.

101.49 КБ

А после антракта, из полымя да в самый что ни на есть, огонь - самые крайние места амфитеатра, упирающиеся в сцену и находящиеся чуть выше сцены, из-за чего создавалась полная иллюзия того, что ты сидишь вместе со вторыми скрипками или контрабасистами, рассосредоточившимися по стеночке. Ноты можно было читать! Ну и мимику Синайского видеть. Лучше бы не видеть. Я даже очки снял.
Из-за практически пропущенного первого отделения, Вторая воспринималась особенно выпукло и остро, занимая всё пространство внимания, отпущенное на концерт. Но не зацепило, хотя ты и так старался, и эдак, как стоящий под душем человек подставляет струям воды разные части тела, так и я - подставлял то одно ухо, то другое, наклонялся или откидывался, старался не скрещивать руки и, тем более, ноги, но всё тщетно - на протяжении всей практически симфонии (кроме, разве что, громогласного финала) меня так и не забрало.
Увы.

51.82 КБ

Tags: КЗЧ, РНО
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments