paslen (paslen) wrote,
paslen
paslen

Моне (71)

И сердце не болит и давленье не скачет: в солнечный день из раннего детства открылась дорожка


Ташен говорит об Эрмитажной "Жанне-Маргарит Лекадр в саду" (1867), однако, нам картина более известна под имперсональным названием "Дама в саду". Известна да ещё как: кажется, это первая картина Моне, которую я помню и которую я увидел и, тем более, осознал - сначала даже не в музее, где на третьем этаже спят импрессионистические полотна, но на почтовой марке из комплекта, сформировавшего массовое понимание импрессионизма в СССР.
Понятно почему - раннее полотно Моне выглядит вполне традиционным, читай, понятным; если что и должно "смущать" советского человека, то вполне осязаемая буржуазность, выраженная в фигурке под белым зонтиком.
Однако, дама стоит спиной и является частью пейзажа, таким же деревом или же тенью, как и всё остальное, запечатлённое, поэтому, как говориться, "ничего личного". Хотя, конечно же, окружение дамы - клумба с цветами, сочная зелень, аккуратно подстриженный газон, сама эта комфортная солнечность бесконечно длящегося летнего дня являются продолжением этой ассиметричной фигурки в белом, выражением её внутреннего мира, в котором царят покой и гармония, непреходящая, обжитая уютность. Вот дама построит у цветов, прогуляется по свежей травке и пойдёт, ну, например, пить липовый чай с мадленкой, сидеть на веранде с книгой, надрезая страницы модной книги серебренным ножичком.
А мальчику из грязного уральского городка остаются марка, которая будто бы температурит из-за этой насыщенности мира солнцем и светом, а ещё воспоминание о поездке в Ленинград после третьего класса.

Для справки



Кастаневич пишет о том, что картина написана в Сент-Адрессе близ Гавра, в саду тётки художника Мари-Жанны Лекадр (этот сад, парк Кото, принадлежащий семье Лекадр, существует и поныне). Дама, изображённая на холсте, Жанна-Маргерит Лекадр (1842 - 1917) -жена двоюродного брата Моне. Незатейливые вычисления позволяют определить, что модели здесь 25 лет. А вы бы сколько ей дали? Рентгеноскопия картины выявила правее места, где стоит женщина, фигуру мужчины, впоследствие записанную. А это уже тянет за завязку для детективного романа... Кастаневич пишет, что женщина выполняет в картине функция цветового пятна, которое потребовалось для того, чтобы уравновесить композицию, а главным персонажем работы является "поведение света, не умирающего даже в тенях"... "Поведение света" - а вот вам уже и название для первой главы...
Tags: Моне
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments