paslen (paslen) wrote,
paslen
paslen

Categories:

Дневник читателя. М. Барбери "Элегантность ёжика"

Изящный французский роман, похожий на фильм: беллетристика, когда речь следует вести обо всём чём угодно, но только не об уровне письма. Тем более, что письмо пишет переводчик. Но или Барбери хорошо поработала или же Наталья Мавлеич с Марианной Кожевниковой, но неловкостей из-за вывихнутых конструкций или провисания ритма не возникало.
Если кино - то это значит, что текст пишется не изнутри; история консьержки-интеллектуалки, которая работает на состоятельных буржуа и ведёт насыщенную интеллектуальную жизнь, которую тихарит от окружающих, начинается достаточно скептически: де, что мне Гекуба?
Консьержку зовут Рене, она толстая, у неё климакс: Барбери делаёт всё, чтобы приятия не возникло. Ан нет, очень скоро возникает, уж не знаю как она это делает - параллельной историей Помелы или же с помощью интеллектуальных пристрастий Рене (дзен-буддизм и картезианство), но проникаешься и начинаешь следить уже не отрываясь.
Роман разбегается, набирает скорость и неожиданно обрывается. Кончается почти ничем, заваливая финал...


Провисанию финала уже не удивляешься, мало кто держит один и тот же настрой-накал на протяжении всей книги.
Уже кажется совершенно типовым, что главная точка роста романа - начало, которое подобно энергетическому взрыву, энергия которого расходуется по ходу движения текста, пока не исчерпывается полностью.
Я помню, как об этом Битов рассуждал, говоря, что текст должен писаться одним заходом, де, всё равно это будет чувствоваться.
Но объёмные тексты всегда длиннее импульса их породившего и простыню текста следует разглаживать, прописывая связки и опущенные замыслом звенья.
Можно, конечно, всякими техническими средствами и ухищрениями продлить расход энергии, однако, куда мудрее не зависеть от её природы.
То есть, рассчитать конструкцию и начать работать, когда конец уже придуман, иметь его ввиду, держать боковым зрением, выруливая именно туда, куда нужно.
Однако, есть и более важные основания для сплющивания конца, который становится привычным и работает как анти-приём.
Есть нечто, меняющее химсостав текста так же, как работа над текстом на компьютере.
Дорога в один конец возникает следствием кризиса христианского сознания, присущего не только верующим людям, но и всем выросшим в определённой иудео-христианской культуре.
Это уже даже не секуляризация, но какое-то новое сознание, облезло-рациональное, бессознательно воспроизводящее новую, ещё не до конца сформулированную и осознаваемую матрицу.
Идём к концу любой книги или же любого фильма, чтобы, как в жизни, закрыть за собой дверь и не вернуться.

Tags: литра
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 24 comments