
Люба Кузовникова привезла из Норвегии совместно скандинавско-русскую выставку, которую сегодня открывали в Малом выставочном зале АртПлей в присутствии норвежского посла, Лены Фанайловой и двух перформенсов. Сёмгу на шпажке и шашлыки пробовать не стал, обошёл экспозицию, которая разместилась в большом зале и в галереях на втором этаже по краям бывшего цеха. Северян набежало, все не по-русски бакланят, видео шуршит, шумит по закоулочкам.
Да, туалеты там, по констрасту с полуразрухой, замечательные.

Главное пространство, в котором и тусовалась основная финско-норвежская тусовка, отдано одному из вариантов инсталляции "Синих носов" про "Игры разума", которые изображают всяких северных героев (от Санта-Клауса до каких-то там премьер-министров) с прикрученными к лбам персонажей баскетбольными корзинами. Оранжевые мячи прилагаются.
Собственно, выставку открыли когда норвежский посол с четвёртой попытки закинул мяч в корзину с изображением Ломоносова.

В более известном варианте "Игр разума", купленных Пинчуком и выставленной в Киеве, за живописные портреты отвечал художник Илья Чичкан, с норвегами поступили иначе - рисуночки по стилю явно Шабуровские, растянутые до размеров больших билбордов, наподобие врубелевского "Евангельского проекта".

Скандинавское искусство (и живопись, и инсталляции, и, тем более, видео) меня не тронули. Профессионально и скучно, как если на всё, что происходит, художники смотрят со стороны. Хорошее было одно датское видео со снеговиком, который таял, если цены на нефть падали и нарастал, если цены повышались.
Идея выставки крутится-вертится вокруг новой мифологии Баренц-региона с архитектурными и социо-культурными выкладками и диаграммами. Кузовникова правильно соединила их с русскими мастерами, которые эту выставку и вытягивают.




Лучшая работа, конечно же, у Флоренского, который построил целый город N. из отдельно стоящих артефактов, сконструированных из деталей разных антикаварных и полуантикварных (а то и просто блестящих или же покрытых патиной) предметов.
Один объект изображает почту, другой - дворец, третий - каланчу, четвёртый - театр, ну и так три ряда роскошно исполненных и остроумно придуманных объектов, напомнивших мне игру, в которую я играл в детстве.


Я тоже строил такие города, но только из бумаги: сложишь листок попалам - две стены готовы; соединишь с ещё одним таким же согнутым листком, выходит дом. Я выстраивал из таких раскрашенных листочков целые улицы, состоящих из отдельных бумажных микрорайонов.
