paslen (paslen) wrote,
paslen
paslen

Стравинский, Равель. Оркестр Большого театра. Ведерников. БЗК

Ведь действительно в акустической обстановке думается лучше; некоторые специально ходят в БЗК подумать, а концерты, тогда, следует измерять количеством прожитых во время исполнения, жизней.
Сидишь, думаешь свою думу, опус прерывается и ты прерываешься вместе с ним, возвращаясь к реальности, в которой цвет мысли совпадает с цветом воздуха - если у воздуха в зале может быть цвет. Ну, или как водка. А потом начинается новый опус, и, о, чудо, мысли возвращаются на то же самое место, где их прервали. Это как если ты проснулся, заснул и к старому сну вернулся; бывает ли такое?


У этого концерта абонемента № 53 была особенная интрига: с оркестром Большого театра, выпестованным многолетней работой, первый раз после отставки дирижировал Александр Ведерников. И, кажется, в последний раз: зарубежные контракты, два датских симфонических все дела...
Прощание вышло статусным, Ведерникова долго не отпускали, устроили овацию, много раз вызывали, будто бы с вызовом и фрондой, хотя, казалось бы, ну, какая тут фронда, если в партере сидит нынешний худрук Большого, чью музыку Ведерников победоносно исполнял в Большом.
Ведерников обошел и за руку поздоровался (или же попрощался с большинством оркестрантов), которые вторили ему как родному. Контакт вышел полнейший - и со всеми группами, сбалансированными и уравновешенными, дающими тугой и эластичный тургор, и с солировавшим в концерте для фортепиано с оркестром Равеля, который исполнял македонский пианист Симон Трпчески.

Первое отделение отдали Равелю, его фортепианному концерту и его же "Благородным сентиментальным вальсы", открывавшим первое действие.
Дебюсси более тонок, нежели близнец его, Равель и ближе к импрессионизму; Равель движется в сторону постимпрессионизма и даже к фовизму, к Дюфи и Марке.
Моря Равеля более северные, что ли, чем импрессионистический юг Дебюсси, целокупнее, гуашнее. То есть, идеально подходит к нынешнему состоянию оркестру и темпераменту Ведерникова.
В "Вальсы" въезжаешь медленно и плавно как на трубе в аквапарке, внутри этого потока медленно набухают и распускаются ассиметричные бутоны; волны выворачиваются наизнанку и медленно расходятся кругами. Ведерников руководит без сантиментов, без особых пауз и раскачивания, с места и в карьер.
Другое дело - Симон Трпчески, который, прежде чем играть сольный концерт, долго собирается, во время проигрышей нервно тянется к струнам открытого рояля, после первой части нервно встаёт, что-то говорит Ведерникову, долго собирается перед началом второй части, начинающейся в полной тишине.
Фортепианный Равеля, аранжированный джазовыми синкопами, начинается там, где заканчиваются лунные дорожки-пробежки Рахманиновских концертов. Особенно очевидных в первой, быстрой части.
Равель начинает там, где заканчивает Рахманинов, причём становится понятным зачем понадобился джаз - как единственная возможность выбраться из классицистической колеи, настолько разъезженной предшественниками, что выбраться из неё можно только такими вот эффектными, экстенсивными способами.
Тишайшая, раздумчивая вторая часть демонстративно отсылает к романтикам, Равель делает аккуратный оммаж традиции, не скрывая того, что это стилизация, лёгкая, изощрённая игра, которую Трпчески наполняет своим собственным содержанием - веществом нервного, трепетного полёта, по шляпку забивая каждый серебренный гвоздик.

После антракта рафинированный французский рафинад меняется образцовой русской хтонью, острыми углами прорывающейся в "Весне священной".
Ведерников и его оркестр провели балет Стравинского на одном дыхании, выдохнули и понеслась постепенно разогреваемая, разгоняемая, нарастанием симптома, диониссийская магма, которую и сдержать-то не было уже никакой возможности.
Ну, да, та самая хтонь, автор и уловитель которой, Владимир Георгиевич с супругой Ириной, случились тут же, в главном ряду партера.
Ведерников раздухарил кочегарку до последнего предела, заполнив всю кубатуру БЗК мощными радениями и бдениями, да выдохнув, уф, да закончив. Словно бы смахнув пыль, словно бы до блеска начистив первозданную позолоту. Респектушка. Респект. Очень жаль, что вас не было с нами.


Tags: БЗК, БТ
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 14 comments