paslen (paslen) wrote,
paslen
paslen

Category:

Пять вопросов от yettergjart

Оля Балла aka yettergjart задала вопросы, на которые, по условиям флеш-моба, нужно ответить. Отвечаю.

(1) Что Вам интереснее писать: "традиционную" прозу в лицах, ситуациях и диалогах или экфрасисы?
(2) Ваши любимые запахи и смыслы, которые Вы с ними связываете.
(3) В какой стране Вы бы хотели родиться заново, если бы было возможно, и почему?
(4) Самые важные для Вас фигуры в мировой литературе?
(5) Книги какого автора (каких авторов) Вы бы хотели написать сами?


Оля, спасибо большое - и за интересные вопросы, шрифт georgia и за то, что вы есть.



1. Традиционная проза ставит перед автором сложные, практически неразрешимые вопросы, дилемму, от решения которой зависит успех предприятия: "настоящая литература" же основана на стиле, тогда как занимательный рассказ - на сюжете. Если увлекаться стилем, стопорится нарратив, если ты увлекаешься фабулой, то вспомогательные, повествовательные "леса" ("задумчиво сказал и посмотрел в окно") садят текст на уровне письма, превращая трепетное виноградное мясо в выхолощенную беллетристику. Беллетристика, возможно, и имеет отношение к литературе, но, так как она расчислена и пишется по плану, то открытия, делаемые внутри письма, минимализируются, писать её не интересно. Извините, но нужны новые формы, штучные дискурсы и жанры, превозмогающие утилитарное стремление любого романа стать потенциальным киносценарием.
Поэтому писать интереснее всего, Оля, вот этот дневник, который, как мне кажется, может претендовать на роль новой-старой романной формы, которая кажется мне наиболее живой и животворящей в начале этого века. Романы ведь пишутся не ради истории, но ради того, что действительно волнует, проблем и вопросов, облекаемых в метафоры, символы и нарративные структуры. Дневник позволяет писать только о том, что тебе действительно интересно, без каких бы то ни было проходных кусков, необходимых обычному роману для связывания разрозненных высказываний в единое повествовательное целое.
В дневнике эта цельность достигается наличием центрального персонажа, перенося фабульные навороты с внешнего на внутреннее... Уф.

2. Мне нравятся запахи собственного тела ("своё говно - сметана"), с которыми ты находишься как бы в постоянном диалоге; мне нравится влажность, разлитая в воздухе, говорящая об атлантическом антициклоне, приближении моря или близости весны; мне нравятся запахи травы в цветочном магазине и ароматы пряностей в южных европейских городах. Интересно было бы придумать такой запах, который бы нравился сам по себе, вне его материального воплощения. Как, скажем, ваниль или же жаренная курица в уличном гриле; шашлык.

3. Родиться нельзя нигде, кроме того времени и места, в котором ты уже родился столь неслучайно. Иначе это будет совершенно другой человек. То есть, вопрос должен звучать иначе, Оля: хотел бы я быть другим человеком, так? Нет, не хотел бы....

4. Для того, чтобы понять какие фигуры важнее всего в мировой литературе, нужно сначала определить что есть литература? Могут ли служебные, вспомогательные жанры, типа частных писем или философических диалогов, считаться именно что литературными? Мне кажется, что главными текстами той цивилизации, в которой я рождён и развит, являются Ветхий и Новый Заветы, а так же "Диалоги" Платона. Бонус "Опытам" Монтеня и "Нравственным письмам" Сенеки. Как видите, Оля, в списке моих предпочтений нет ни одного напрямую нарративного текста. Это, кстати, я только сейчас понял, спасибо за это.

5. "Бесы" или "Братья Карамазовы" Достоевского. Нечеловеческая, непонятно как сделанная, музыка, совершенно автономная от реальности, но ставшая реальностью и подменившая её.




Оля, что по этого флеш-мобу надо делать дальше?
Tags: я
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 175 comments