paslen (paslen) wrote,
paslen
paslen

  • Music:

Моне (43)

Парус, акульим плавником, вспарывает перламутр; небо теснится, ему здесь, среди мрачности брызг, нет места


"Зелёная волна" (1866) из "Метрополитен музеума" становится более понятной, если взглянуть на порядковый номер католога-резоне. Говорим "Вильденштейн", подразумеваем дату, понимая, что все опусы до сотого, примерно, номера числятся в начальных, начинающтх и, оттого, пристрелочных. Хотя (важно уточнить) это никак не влияет на уровень обобщения и, тем более, проникновения: густая, почти гуашевая насыщенность этого "холст, масло" точно передаёт ощущение грозового пасмурного дня и неожиданной тесноты, возникающей на безбрежных просторах; тесноты, вызванной клаустрофобическими приступами дурномы из-за сильной качки: непрозрачные волны, отсутствие неба, загнанного к линии горизонта, практически отсуствующие полутона, обычно обильные у Моне, создают тесность и парадоксальную, для морского пейзажа (вспомним хрестоматийный "Девятый вал", где катастрофичность погоды передаётся сюжетно, но не технически) духоту, хотя и овеваемую порывами ветра и каплями брызг, но, тем не менее, вызывающую приступы тошноты. И до прихода Фонтана, чьи вспоротые холсты окончательно превратят любую картину в "картину о картине" ещё очень и очень далеко...

Tags: Моне
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments