paslen (paslen) wrote,
paslen
paslen

  • Location:
  • Music:

"День открытых дверей" в ММСИ на Петровке

35.17 КБ


Для выставки, посвящённой десятилетию ММСИ, более известного как "музей Церетели", Юрий Аввакумов сделал два важных и простых жеста: во-первых, снял с петель все огромные, много выше человеческого роста, двери, поставив их рядом с дверными проёмами.
Во-вторых, развесил артефакты намеренно разреженно, по несколько на каждое из предложенных помещений.

45.05 КБ

Главное ощущение от истории современного, то есть, совершенно недавнего искусства, это то, что привычные и затасканные по галереям и сборным выставкам экспонаты попали в музей. Или это музей такой субъективный или недавняя жизнь уже и правда, вот ведь, стала историей.
Не только Пригов и "Медгерменевты", но и Желудь , Алимпиев, Корина и Бартенев, Кадырова и Тавасиев. "Синий суп", "Синие носы" и АЕС + Ф.
Утром в галерее, вечером в музее. Плюс, эти двери с апликациями, разъясняющими направление кураторской мысли.

30.70 КБ

Сначала это был дом купца, затем гимназия, после этого - больница ("клиника") и вот теперь - музей; главной проблемой которого была даже не невнятность коллекций (это-то как раз поправимо и "День открытых дверей" демонстрирует, что правильными и тактичными закупками можно легко переплюнуть и собрание Третьяковки, для которой "собрание новейших течений" - штука непрофильная и троюродная, из-за чего над ней можно всячески куражиться), но захламлённость. Которая начинается ещё во дворе особняка, заставленного заснеженными скульптурами (снег скрывает угловатость и скрадывает уродливую неповоротливость бронзы, превращая разрозненные фигуры героев в табор). Согревая Пикассо, Кикабидзе и Фрунзика Мктрчана. Причём, тут же часть Эйфелевой башни, Помодоро и какие-то менее именитые ваятели...
Всеядность пожирающего всё двора (как и музея) находит законченность в строительной бадье, стоящей возле входа и забитой снегом. На фоне анатомически неправильных монстров она выглядит самой гармонически исполненной скульптурой.

60.98 КБ

71.40 КБ

45.17 КБ

41.04 КБ

Самым сильным впечатлением от этого музея, куда я попал сразу же после его открытия в 1999 году, была перегруженность узких, где двоим сложно разминуться, коридоров экспонатами разной степени качественности и престижности (тиражная графика Калдера и Миро висела рядом с оригинальными рисунками супрематистов) , шпалерной развеской внутри залов, диким сочетанием Пиросманишвили, левого МОСХа и концептуалистов.
Научной истории искусства второй половины ХХ века мы до сих пор не имеем, из-за чего взвешенную экспозицию с правильно расставленными акцентами соорудить практически невозможно. Не придумали её и для юбилейной выставки, заполнив три этажа Музея тематически подобранными подборками разной степени убедительности.

48.83 КБ

Именно поэтому (в том числе и поэтому) на первый план выходит само здание, как это и положено в современной выставочной мысли, где уже давным давно место красит человека (и плоды его трудов), а не наоборот.
Работа Аввакумова на "Дне открытых дверей" схожа с археологической и реставрационной деконструкцией (отсюда и подзаголовок, перечисляющий порядок функций: особняк - гимназия - больница - музей): он расчищает завалы, позволяя солировать тому, что обычно оказывается незамеченным - стенам и коридорам, проходам и табличкам на закрытых дверях служебных помещений, всей этой инфраструктуре некогда (и до сих пор) жилого, живого помещения. С ампирными, расписными потолками, деревянными лестницами и старинными люстрами. С решётками на окнах, стульями и банкетками, узорчатыми полами.
Роскошная парадная лестница, придуманная (как и всё прочее) великим Казаковым.

43.14 КБ

45.79 КБ

46.29 КБ

Из-за дверей и активных смотрительниц, которым скучно среди ряби видеомониторов и мигания абстрактных инсталляций, которые собираются в простенках и токуют, отвлекаясь на фотографирующих посетителей и требуя от них разрешения на фотосъёмку (150 рублей), перекрикивая звуки музыки, белого шума и накладывающихся друг на друга звуковых сопровождений видеопроекций, а так же из-за стульев, накрытых белыми покрывалами и музейными каталогами, кажется, что особняк этот действительно обжит и не оставлен; это какая-то монументальная коммуналка, представляющая обобщённый московский образ жизни, в котором всё время что-нибудь ремонтируют или перестраивают; а в отсутствии хозяев, отлучившихся, ну, например, на вечернюю службу в соседний монастырь, подсвеченный мощными прожекторами, из-за чего он начинает активно играть в окнах, взаимодействуя с развешанными в пустых залах и расставленными коллекциями, дом заняли странные люди, слоняющиеся по комнатам и коридорам с непонятными, невнятными целями.

48.16 КБ

45.05 КБ

45.05 КБ

41.78 КБ

40.85 КБ

Музеи уже давным давно не стесняются выставлять самих себя, сгущают пространство внутри собственных стен. Артефакты, конечно же, повод, но уже отнюдь не цель. А вот цель отныне непонятно что: потому что вот они, существуют, специальные помещения, особенным образом настраивающие восприятие на восприятие того, что вокруг.
Музейные территории расковывают зрения и сублимируют медитативную сосредоточенность с провалами внутри: картины и скульптуры, объекты и инсталляции более не являются "горными пиками",
приковывающими внимание, но ровно наоборот, разреженностью, останавливающей разгон. Все эти выстраданные и выструганные сотворённости не ускоряют, но растворяют сознание современного человека, привыкшего к гонке и не способного на длительные сосредоточения.
Начинка может быть любой, хотя пример ГМИИ им. Пушкина показывает, что отрицательный баланс в зачёт пойти не может.
Композиторы мыслят альбомами, а художники, значит, циклами и готовыми экспозициями, обрамляющими архитектурное высказывание, что существовало до выставки и будет существовать после неё. Важен проход по анфиладе, ритуал выходного вечера или же рабочего вернисажа, воздействующего не, слону дробина, наполнением, но самой атмосферой и временем, здесь проведённым - от и до.
Можно было бы поменять вывеску, обозначив здание на Петровке со скульптурным портретом Лужкова, стоящего напротив торжественного входа и занесённого по колено снегом, "Музеем московского быта начала XXI века". И тогда концептуально ничего бы здесь не изменилось.


47.57 КБ

36.05 КБ

50.21 КБ
Tags: ММСИ, выставки, мобилография
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments