paslen (paslen) wrote,
paslen
paslen

Category:

Бобур

Центр Помпиду, как и Лувр, делает вход.
В Лувре ты проходишь сквозь стеклянную пирамиду, практически буквально погружаясь вглубь времён.
Бобур весь выставлен наружу.
Подробно разыграна и площадь с трубами и покатой поверхностью, сходящей к зданию, с одёжкой, вывернутой наизнанку: узелки да пуговки, всё блестит и переливается, подобно любимой моей скульптуре у Бранкузи, выставленной тут на, жа пятом этаже.
"Голова музы", если что.

44.32 КБ



Внешнее внешнего, втягивающее без остатка. Кажется, именно с Бобура музейные здания осознанно стали выставлять самих себя, превратив объекты искусства, развешенные по стенам, в билборды, мелькающие по краям скоростного автобана. Не съесть, не выпить, не поцеловать.
И если раньше сочетание архитектуры и артефактов сплавлялось, сживлялось на биологический манер, то отныне коллекции оказываются подавленными и раздавленными стенами. Отныне Аттракцион в другом, ибо современное восприятие донельзя бегло и фасеточно, способно воспринимать нечто громадное и глобальное - всё то, что невозможно проглотить одним куском.
Ну, а то, что можно проглотить одним, проскальзывает по пищеводу, слону дробина, незаметно падает в желудок, чтобы сгинуть в нём, растворившись без следа.
Как, в таком случае, маркировать современное искусство?
Подчеркнуть, что Центр Помпиду, заметно устаревающий и превращающийся в памятник законченному прошлому, хипарям, левакам и отчаянным семидесятым, восьмидесятым, девяностым, можно лишь овнешнив это стремление. Разыграв его экстравертно и замутив бесконечную активность вокруг.
Библиотека, киноконцертный зал, два кинотеатра, дизайн-студия, детская школа, магазин, похожий на библиотеку, подполье форума, масса кафе и ресторанов.
Продление рабочих часов Центра до 23.00 (при том, что из музея выгоняют в 21.00, но не выгоняют из здания, найдите разницу и почувствуйте прелесть занятий себе по вкусу) - это ж как раз из той самой оперы про утраченное время и из той самой сказки, где советский пионер время собирал обратно.
Тем более, что искусство ХХ века ситуативно и намертво вписано в контекст. "Фонтан" Дюшана разве не об этом?
Точнее, ну, да, и об этом тоже.

24.15 КБ

Теперь на шестом, предназначенном для ретроспектив и открытого для одного из лучших панорамных видов города, проходит выставка Сулажа, которого в обозримом прошлом уже привозили в ЦДХ и одной картины которого в Лувре (тем более, висящей рядом с шедевром Учелло) достаточно, чтобы не идти на шестой этаж.
Где в марте, ура-увы, откроется большая ретроспектива Люсьена Фройда, спешите видеть. А пока лепесток из Лувра для рифмы.

61.83 КБ

Как-то так устроены подъёмники, что на пятый, главный выставочно-исторический, ты попадаешь со стороны американского абстрактного экспрессионизма и идёшь вглубь ХХ века к залу Ларионова и Гончаровой, на ходу точно скидывая не только возраст, но и вес.
Ибо авангард лёгок, точно былинка, подвижен, сиюминутен и поразительно изменчив, являя собой полную противоположность густо застывшей постозной магме более поздней живописи. Того же Ротко или Мазервелла.

26.99 КБ

Мне кажется, что экспозиция постоянно меняется. Акценты, развеска. В прошлый раз на входе пятого этажа висел огромный механизированный ассамбляж Тэнгли, теперь же - огромные выпукло-ламинированные значки с фамилиями, наиболее известных модернистов. Матисса среди них, хотя Бобур обладает отменной коллекцией картин, скульптур, вырезок ("Джазу" и "Цирку" отдан отдельный зал сразу же за абстрактными экспрессионистами). Больше чем Матисса здесь только Пикассо.

48.79 КБ

49.84 КБ

Напротив Матиссового рукоделия - зал КОБРы, где одного полотна и, соответственно, одного полотна удостоин один из моих самых любимых - П. Алешински. Картина эта не самая для него типичная и узнаваемая. К сожалению. Но фирменные его монументальные каракули, выдаваемые за язык, чужой и непонятный, можно опознать и здесь.

69.13 КБ

Редкоземельный Балтус удостоился уже двух картин, правда, висящих в совершенно разных директориях. Хайм Сутин, художник куда более мощный и великий, удостоен одного полотна (за Сутиным надо идти в Оранжерею. Сходим как-нибудь).

18.46 КБ

12.83 КБ

Вот этот юноша, сидящий к нам спиной в зале де Сталя и экзистенциальной французской абстракции, сидел перед полотном Сталя всё время, пока я проходил анфиладу от и до. Респект. Первая стадия постижения города - когда ты изучаешь и вживаешься в постоянные экспозиции; вторая, более глубокая - когда ты ходишь в музейные ангары только за сменными выставками, так как фонды изучены. Синтез - это когда ты можешь выбирать на что приходить и можно прийти помедитировать пару часиков над парочкой любимых холстов.

40.06 КБ

Дальше идёт зал с религиозной живописью Ж. Руо, как мне показалось, более светлой и цветастой, чем обычно у него. Красок больше, а типичного чёрного контура меньше. Возможно, потому что религиозные мотивы, Библия, все дела?

35.98 КБ

Русские авангардисты, футуристы и будетляне, замыкают анфиладу самым большим экспозиционным помещением с комнатами-распашонками по бокам, одна из них целиком отдана Малевичу с его мааасеньким черненьким квадратиком, в другой - Шагал. Что-то я нигде не увидел Кандинского. Россиянкам и россиянам здесь не тесно. Впрочем, в Бобуре никому не тесно, такова развеска с воздушком и похмельным одиночеством каждого, отдельно взятого, шедевра, кипитящего вокруг себя воздух и остывающего, как только ты отходишь на чуть подальше.

10.46 КБ 13.01 КБ

15.56 КБ 9.99 КБ

Больше всего воздуха кипит возле скульптур и объемных объектов; они, всё-таки, "ближе" к нашему восприятию из-за своей видимой сотворенности; для того, чтобы показать, что картина трехмерна нужны усилия Фонтана с вспарыванием холстов. Оттого самыми эффектными оказываются залы Джакометти, где кураторы хитроумно не выставили ни одного шагающего человека, и Бранкузи, чья мемориальная мастерская оставлена рядом с Центром в отдельном выставочном зале. Понятно, что в зале с Калдером и Миро царит тот же жизнерадостный беспорядок.

25.34 КБ
16.87 КБ
24.68 КБ
19.64 КБ

Четвёртый этаж отдан на откуп искусству после 60-х и она постоянно меняется, её всё время перемонтируют. На этот раз она имеет явный феминистский привкус и художницы (от Шерман и Абрамович и до Делано и Буржуа. Маленькие комнаты с видео, мёртвые инсталляции, холод и лёд. Платье из варённого мяса. Елка из лампочек, зажигающихся при твоём появлении.

32.49 КБ 19.49 КБ

27.45 КБ 19.19 КБ

Чем ближе объекты к нынешним временам тем быстрее они остывают. Нынешнее искусство - окончательно остывшее искусство, которое можно воспринимать только в режиме перманентного бегства и на контрасте с классикой (вот как в Лувре) или же с окончательно мёртвыми-мёртвыми. Именно поэтому после Бобура захотелось на Пер-Лашез. К Прусту.


Tags: Париж, выставки, музеи
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 22 comments