paslen (paslen) wrote,
paslen
paslen

Categories:

Мы закругляем КВН

Поразительная, конечно, идеологическая зачистка происходит с помощью юмористических передач.
Культ личности, который вообще свойственен КВНу, удалось без особых усилий развернуть в сторону власти - теперь ни одной квновской игры не обходится без "шуток" на Путиным и над Медведевым, причём, это именно что видимость юмора, а, на самом деле, угодливое щекотание властного эпидермиса.
Натренировавшись на Маслякове и на Гусмане, спортсмены от юмора, легко совершенствуют свои умения на высшей власти, тем самым, следуя в фарватере дискурса, открытого "ПрожекторомПерисХилтон", который, как говорят, придумали в Администрации Президента.
Парадокс ситуации в том, что приручить и приучить пытаются одну из самых безнадзорных областей человеческой деятельности.
И это уже не умозрительный Олдокс Хаксли из университетской программы, это наша родина, сынок.


Вот она, значит, какая идеологическая база у нынешней власти - использование в политическом смысле самого рейтингового товара - юмористических телепередач, оседлание волны, созданной и раскрученной другими. Присвоение и экспроприация.
То есть, когда возникает новое явление (неформатный юмор) его важно оседлать и использовать для собственной утилитарной политической надобы.
О том, что такое присвоение идёт на холостом ходу и все прекрасно понимают, что вместо полноценных шуток нам предлагают симулякры, лучше всего видно на примере передачи "Мульт личности", где есть все европейские и американские главы государств, но нет Путина (есть лишь его голос, чтобы отсутствие не было столь вопиющим) и, тем более, Медведева - ибо, как я понимаю, Бога нарисовать невозможно.
Какие черты окарикатуривать? Какие интонации вкладывать в окарикатуренные уста? Об этом, кажется, и подумать страшно.

Нет, ну, в самом деле, разве византийская традиция позволяет выводить богов на одну доску с героями шоубиза?
Фишка в том, что фетишизация власти в юмористических программах, оказывается косвенным таким, ненавязчивым вскрытием приёма.
Что я имею ввиду?
Всё очень просто: "Комеди-клаб" выглядел смешным, пока выступал как частнособственническая инициатива, вынужденное откалывание от магистрального КВНа и вкалывание на периферийном канале. Став мейнстримным и превратившись в бизнес, "Комеди-клаб" и вся инфраструктура, им созданная, перестал смешить и начал заниматься тупым выкачиванием денег.

Ещё раньше, подобным же образом, закончился КВН, приватизированный Масляковым точно так же, как олигархи приватизировали наши недра.
Свечным заводиком от Маслюкова оказывается сам принцип "вечного двигателя", ловко устроенной сырьевой пирамиды, которая всё время призывает новые и новые студенческие команды, отбирая самые из них симпатиШные и обтёсывая из них самые профессионально потенциальные.
Эта музыка будет вечной, даже никаких батареек менять не нужно: молодых да ранних всегда будет много, поэтому КВН обречён на вечность, тут главное подсуетиться и приучить всех к наличию приемника.
Можно качать дивиденды бесконечно, прикручивая к главной юмористической трубе всё новые и новые трубочки-дочки - политические или туристические, рекламные и какие угодно.
Принцип "вин-вин" предполагает взаимовыгодное сотрудничество: актёрам - бесплатная засветка на Первом канале в прайм-тайм, необходимая для последующего чёса на корпоративах, ну а Маслякову - зажигательное и искромётное шоу с высокими рейтингами, которое обладает отнюдь не символической экономикой.

Но вот ведь какая поразительная штука. Любая сторонняя причина, будь то бессовестная трата символического капитала с политическими или экономическими целями, выхолащивает все эти начинания. Превращая их в хронику медленного угасания.
Бизнес или власть подобны царю Мидасу - всё, к чему они прикасаются, автоматически превращаются то ли в золото, то ли в труху, существенно лишь то, что есть всё это невозможно. Несъедобно.
Такие, значит, у нашей жизни имеются онтологические основания, которые, славабо, не меняются никогда и, значит, ещё есть возможность держаться и отличать дурное от окончательно фальшивого. Читай классику, дружок, там всё это уже отрабатывалось десятки, если не сотни, раз.
Онтология непреходяща, поэтому голливудские блокбастеры, построенные на неизбывных психологических схемах, описанных ещё в греческих мифах и обоих Заветах, обречены на понимание мира во всём мире. Впрочем, об этом нужно отдельно.

Хотя, конечно, и поучительно наблюдать, как в рамках одной, отдельно взятой передачи, происходят и оттачиваются, достигая своего логического завершения, все те же самые процессы, что происходят в обществе - построение вертикали власти со всеми этому прилагающимися причиндалами и стилистическими вывертами, коммерциализация и монетизация ха-ха да хи-хи.
И в этом, пожалуй, заключается главный и, пожалуй, единственный итог массовой культуры, безобразия которой отменить невозможно.
Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя. Будь ты самым забубенным эстетом и внутренним эмигрантом, звёздную пыль с чужих праздничных столов не миновать даже тебе.
И тут оказывается, что единственным продуктивным возможным подходом, окончательно не сваливающим связывающим твой мозг и оставляющим тебя относительно [других] свободным, является позиция уже даже не наблюдателя (просто так не отделаешься), но комментатора.
Шоубиз нужен нам для анализа и изучения того, что происходит во всеми ними нами.
С паршивой отцы хоть шерсти клок. И если с мусором невозможно справиться, следует использовать его для наведения порядка в собственной голове.
Так песком чистят чайники. Чайников. Чайниками.

Tags: телевизор
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 77 comments