paslen (paslen) wrote,
paslen
paslen

29-ый выпуск моего "Художественного дневника" в "Новом мире"

Посвящён Третьей Международной Московской биеннале современного искусства. Мой дневник в "НМ" начинался полтора года назад с двух эссе, описывающих основные выпуски Второй Московской биеннале, теперь же главные выставки фестиваля уместились в одном тексте:

http://magazines.russ.ru/novyi_mi/2009/12/ba19.html



"В идеологии биеннале важно все, даже порядок слов в названии. «Московская» здесь стоит на первом месте, обгоняя и «международная» и тем более «современного искусства».

Из этого становится понятно, что выставочный процесс узурпировал один, отдельно взятый город, приспособив его под свои нужды. «Столичное» здесь существеннее «интернационального», вплетенного в общемировой контекст (поэтому на третьей биеннале так мало иностранцев), где всего и без нас выше крыши.

Однако же все становится на свои места, если сосредоточиться на том, что, с одной стороны, Город презентует себя и места прописки искусства в нем[23]. Места, способные если не изменить, но начать изменения метафизической подоплеки жизни здесь.

С другой стороны, искусство внедряется в город локомотивом по производству смыслов, а, следовательно, и красоты. Собственно, главным событием первых двух международных показов современного искусства оказалось открытие (точнее, проявление на карте сознания) нескольких таких точек – «Музея Ленина» во время Первой Биеннале, «Винзавода» и «Башни федераций» во время Второй[24].

Новых серьезных локусов Третья биеннале не придумала, основные экспозиции разместили в местах, открытых и засвеченных между Второй и Третьей. Центр современной культуры «Гараж» и выставочные помещения не до конца расформированных фабрик «Красный Октябрь» и «Проект (1)Фабрика(2)» + обжитой и уютный «Винзавод» приняли основной вернисажный «удар» на себя.

Оказалось, что пространства, уже имеющие выставочную историю (хотя бы и минимальную), подходят под показы contemporary art’a намного больше, чем не до конца реконструированные цеха и руины. «Винзавод», подаривший во время Второй биеннале главные эстетические впечатления, оказался редкостной диковиной, исключением.

Выставка «Верю», вписанная Олегом Куликом в пространство винных сводчатых подвалов, приняла новую функцию безоговорочно - время и место совпали.

Эту радость совпадения подчеркнули и закрепили главные монументальные работы «Верю», доминировавшие над всеми остальными – «Синий троллейбус» Валерия Кошлякова, «Хтонический Экскаватор» Дмитрия Александровича Пригова и, главная доминанта той сборной солянки, «Ступни» Дмитрия Гутова, задавшие всему проекту особенную перспективу..."

Tags: НМ, ссылки
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments