paslen (paslen) wrote,
paslen
paslen

Третий струнный квартет Сергея Невского

Невский написал одночастную, в тринадцать минут, композицию, которая полемизирует с привычным обликом струнного квартета, который, вроде бы как, должен вскипать некоей имманентностью, сплетясь в плетень законченного высказывания. Стремительно рисуемой картины. Точнее, гравюры. Офорта, дактилоскопии которого складываются в узор, имеющий сюжет.
У Невского же здесь несколько иначе: картинка начинает исчезать ещё до того, как начинает проклёвываться; это не мысль, настойчивой мушкой вьющаяся где-то внутри черепной коробки имманентности, но предощущение мысли, проступающей яркими пятнами и сочными мазками, точно заглядывающую в ночное окно и тут же исчезающей, растворяющейся - или в тотальном чёрном или в тотальном, белее белого, белом.
Жанр квартета оттого и важен, что в нём любая пуля оставляет трассирующий след, подсвеченная и на просвет; музыковед вам скажет о "размышлении", ведомом автором и заводящем автора в какое-то иное место. Невский в Третьем струнном тоже куда-то продвигается, но, одновременно, остаётся на том же самом месте, где и сидел.
Меняется не он, но мир вокруг и окно превращается в зеркало.



http://n-voice.livejournal.com/177498.html?nc=9

Минус-материя рассасывается на наших глазах, точно видеоплёнку пустили в обратном порядке.
Отдельные аккорды, возникающие в тишине белого шума, прорывающиеся к нам сквозь пелену локальными выплесками. Так снежинки падают; так ветер, врывающийся в твой мир, заставляет тебя бежать, высоко поднимая ноги, топая. Так лист отрывается от ветки и падает, падает.
Мир облеплен папье-маше, сквозь раны и трещины которого просачивается иная реальность. Ну, или же, наоборот: интенция загибается за угол, где свет, чтобы встретиться со своим собственным отражением, совпасть. При этом важнее всего, кажется, ассиметрия - траектория одинокой интенции, стремящейся к одинокому лучу, интенция, загибающаяся за одинокий, один единственный, угол.

Однако, пока мы наблюдаем за этим поступательным движением, активизируется фон. Этот снегопад состоит из параллельных траекторий, в которые, как в бумагу, можно обернуть луч и путь к лучу.
Допустим, это похоже на то, что я вижу сейчас в окне: снег уверенно падает вниз, отдельные центростремительные хлопья складываются в нити, которые вьются, разбиваются и оплетают изломанные стволы деревьев с опухшими, перебинтованными суставами.
Одно дело - длящийся белый свет, намеренно впадающий в эстетику ультразвука и совсем другое дело - эти недвижные, недвижимые стволы, на зиму превратившиеся в собственные мумии, они тоже временно оживают из-за постоянного спешного движения и мелькания снега, хотя и длятся, одновременно, в непреходящем виолончельном усилии: кто кого сборет?
Но они тянутся друг к другу, оплетают друг друга, постоянно впадая в сомнительную параллельность - о, пауза, выдох, - чтобы всё это смычковое звучание, вдруг впавшее в унисон (догнавшее соседей по лестничной площадке) превратилось в перегруженную Ленинградку, шумящую сотнями клаксонов, стоящую в пробке и, тем не менее, куда-то продвигающуюся по чайной ложке в час; пробка, в которой, кусками смальты, застряла скорая помощь с включенной иссиня-нервной сиреной, ленинский броневик и сотни мышек и мальков поменьше; у всех включены фары, не мигающие, но тикающие, точно бомба с часовым механизмом, во всех этих консервных банках сидят люди, пытающие разглядеть исчезающую из-за снега реальность.
Смотри, окна залеплены постоянным падением снега, неслышными стуками - вот и от Ленинградки ничего уже не осталось, всё погружается, нет, не в сон, но в белую, до скорой весны, медленную смерть.

Tags: музыка
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments