paslen (paslen) wrote,
paslen
paslen

"Кукульный дом" Ибсена в театре Mabou Mines (НЙ) на фестивале "Сезон Станиславского"

То, что в спектакле все, кроме Норы, будут карликами маленькими, как обещала реклама, оказывается неправдой: карликами маленькими, альтернативного роста, артистами здесь являются только мужские персонажи.
Из-за чего классический манифест феминизма оборачивается полной противоположностью: угнетённой и угнетаемой здесь оказывается именно мужская половина человечества. Мелочь пузатая.
Женщины творят свои женские дела, обманывая и используя мужчин для своих сугубо женских нужд, манипулируют ими, крутят-верят как хотят, относятся к ним как к детям, носят на руках, нянчат и баюкают.
Пьеса, ставшая декларацией нового театра, играется эпилогом этому самому театру: де, вы хотели считать женщину равной себе? Вы хотели в театре выяснение отношений на равных? Получайте полную зависимость от формы, но не содержания. "Заканчивай мелодраму", кричит Торвальд своей жене и спектакль замирает для того, чтобы зрители, все до последнего, прочувствовали мессидж.


"Кукольный дом" начинается с голой сцены, заставленной кофрами с декорацией. После того, как выходит изящная китаянка и садится за электрофортепиано, вынесенное на авансцену, начинает играть Грига, сцена начинает сжиматься - со всех сторон опускаются тяжёлые малиновые бархатные шторы.
Они выгораживают кабинет, в который вносят деревянную распашонку в виде игрушечных комнат - тот самый кукольный дом, который Нора купила детям к Рождеству и в котором теперь будет происходить действие и в котором почти постоянно будут звучать фортепианные трели.
Первой, с криками и причитаниями (микрофоны закреплены на голове каждого артиста, из-за чего, если зажмуриться, спектакль превращается в урок английского языка), отчаянно кривляясь и комикуя. Подзвучка делает все голоса и звуки неестественными - даже игра китаянки до поры до времени кажется магнитофонной записью.
Между тем, музыка Грига, задающая одну из степеней отчуждения зрелища (отчуждая его не только от зрителей, но и от первоисточника), подобно таперу в немом кино, иллюстрирует всё происходящее, являясь метафорой самого спектакля, бодрого и очень честного. Потому музыка здесь может быть живой, только живой. И никак иначе.

Нора в этом спектакле - этакая Барби, принимающая гостей и превращающая любую реплику или движение в фарс. Принимает позы, пританцовывает. Рядом с ней - точно такая же преувеличенная кормилица и школьная подруга.
Грубый наигрыш и комикование подготавливают появление мужчин, с которыми, оказывается только и можно себя вести самым что ни на есть противоестественным образом, демонстративно не замечая несоответствия их роста их росту.
Для того, чтобы быть с мужем и его товарищами одного роста женская половина становится на колени, ползает и елозит перед крохотными мужичками, исполненными нешуточного чувства собственного достоинства.

Спектакль развивается перпендикулярно тексту, превращая текст, заезженный театральной историей, в каскад скетчей. Наигрышь оборачивается единственно возможным способом избавиться от хрестоматии.
Придумка с недорослями разворачивает ситуацию в пьесе, лишая её риторики и пафоса - Ли Бруер, придумавший и поставивший спектакль, подаёт пример того, как изношенный и истасканный традицией текст можно приспособить к нынешним реалиям.
Допущение авторов спектакля оказывается оправданным многочисленными, точными и язвительными придумками - слово и дело нигде не расходятся - ни с замыслом, ни с вымыслом.
То, что это спектакль о спектакле и театр о театре становится понятным ещё задолго до последней сцены "Кукольного дома", поставленной в виде сна Торвальда.
Режиссёр раздел маленького актёра до гола, заставил его броситься на жену, а потом уложил в кровать, после чего тяжёлые бархатные шторы вокруг зашуршали, образовав многоэтажный и многоуровневый театральный зал с зрительскими ложами, заполненный куклами.
И именно куклы, поворачивая голову то в одну сторону, то в другую, внимали прощальному монологу Норы, разоблачающейся на сцене внутри сцены до нога и, последним жестом, срывающей парик с бритой своей головы (а муж, между тем, спит в своей детской кроватке, спит, да похрапывает).

Эта последняя сцена была подготовлена многочисленными видениями и сновидениями, которые буквально одолевают ибсеновских персонажей - с помощью света, стробоскопа и масок, изменения форматов (разумеется, появляется и великан на ходулях) и искусственного снега на кукольный дом и его обитателей наваливается всевозможная инфернальность и инфернальщина, заставляющие вспоминать (карлик, тяжёлый занавес) фильмы Девида Линча.
Для Ли Бруера феминизм, начавшийся с пьесы Ибсена, оказывается приоткрытым ящиком Пандоры, из которого хлынула всевозможная нечисть.
Или же речь идёт о порочной природе женского организма, или же о социальных последствиях перемен в сфере половой сфере, но в своём антигуманистическом пафосе Бруер близок не только Линчу, но и последнему фон Триеру.
Все эти кинематографические ассоциации вызваны гортанно звучащим со сцены английским и русскими титрами - над сценой.

В России показ американского "Кукольного дома", на три дня размещённого в необжитом филиале Малого театра на Ордынке, превращается в декадансную фильму.
Несмотря на то, что "четвёртая стена" в спектакле постоянно разрушается: актёры апеллируют к залу, обыгрывают собственное состояние и "вскрывают приём" как истовые постмодернисты.
Тем не менее, именно язык (не эстетический, театральный, но самый что ни на есть постановочный, английский) задаёт такую мощную внутренню цельность и дистанцию между залом и актёрами, что разрушить его оказывается невозможным, никакая деконструкция не канает.
Тем более, что весь день в Москве шёл снег, из-за чего стемнело раньше обычного. Крупные снежные хлопья ласкали плечи и казалось, что филиал Малого, затерявшийся в конце тихой улочки, находится где-то на самом краю вселенной. Ну, чем тебе не Ибсен? Ну, чем тебе не кукольный дом, то есть, театр? Тем более, что муж Норы произносил её имя почти по-русски.
И в Москве оно слышалось звучало как "Нюра".

Всевидящее Око
Tags: театр
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments