paslen (paslen) wrote,
paslen
paslen

Category:

Фоундасио. Фонд Хуана (Жоана) Миро

От МНАКа до Фонда Хуана Миро пять минут в гору и целая жизнь (+ неделя) ходу.
В прошлый мой приезд, десять лет назад, отправился сюда в первую очередь, чуть ли не бегом побежал, потом описал это посещение в первом романе, внутренне сжившись с этим местом из мечтаний и снов, теперь оттягивал встречу, пришёл буднично, чтобы подтвердить впечатления.
Подтвердил, но не открыл ничего нового. Уже неделю открадываю (sic!) описание, далее откладывать некогда, начало осыпаться.
Не знаю, как начать и чем кончить. Опишем описанием. Да-нет, спокоен и не то, чтобы. Обыденная весчь. Так бывает, ещё случается, бывает.
Между двумя посещениями, оказывается, спрессовалось столько (от выхода первых книг до переезда в Мск), что даже странно.
38.74 КБ


ФХМ - это небольшой квартал из белого туфа (?), стоящий в благоухающем и постоянно цветущем парке на склоне Монжуика.
Одной своей стороно ФХМ обращён к городу (одна из лучших и фотогеничнейших панорам) построен Жозепом Сертом специально для коллекции, переданной художником родному городу в 1975 году, то есть меньше, чем за десять лет до своей смерти (1985).
Из-за этого большая часть постоянной экспозиции, из которой постоянно нарезают композиции временные, соединяя Миро с тем или иным художником, течением или направлением (сейчас в фонде экспонируется выставка "Миро - Дюпин. Искусство и поэзия", сочетающая графику художника и выставленные на больших листах рисовой бумаги, свешивающихся с потолка, стихотворений французского поэта-сюрреалиста), принадлежит Миро-позднему.

45.90 КБ

Поздний Миро - это, как правило, огромные и почти пустые холсты с несколькими кляксами и пятнами, обведёнными жирным чёрным контуром.
Поздний Миро скуп на яркие составляющие и щедр на траур, обводящий любое проявление пульсации или жизни - один из последних триптихов, открывающих совместную с Дюпиным выставку, и вовсе представляет три чистых холста с тремя едва прорисованными ниточками - то ли пересохшей реки, то ли всей его жизни, истончающейся и истончающей остатки нитевидного пульса.
Таких триптихов несколько, каждый из них, если пойти налево, туда, где в витринах масса поэтических книг, а между картинами кляксы на бумажках (графика) несколько и каждый из них занимает отдельную выгородку с отдельной цитатой на рисовой бумаге, спускающейся сверху. А верх Серт спроектировал с башенками-бойницами, сквозь которые, даже несмотря на музейные жалюзи, проникает свет.

37.58 КБ

Прямоугольные башенки с закруглёнными затылками, высовываются за границы обычного для архитектуры параллелепипеда, образуя на крыше музея лабиринт с тенями и переходами, в разных узлах которого стоят ярко раскрашенные ассамбляжи (скульптурами их назвать сложно) Миро.

39.03 КБ

Здесь можно пройтись, а можно замереть и позагорать.
Здесь можно пофоткать город, начинающийся у пьедестала скульптуры с короной, стоящей возле бассейна внизу, ну, то есть, много чего.

77.43 КБ

Здесь много солнца, много ветра и свежего воздуха. Уходить отсюда не хочется, так как несмотря на очевидность показанного - вот она, сцена, всё на ней, никакой глубины или подлянки, тем не менее, кажется, что неуловимая суть ускользает табачным дымом или всё тем же театром и ты остаёшься один на один со своим ожиданием и своими иллюзиями: ведь зрелый модерн из одних иллюзий, суггестии и слоистых недоговорённостей и состоит. А крыша построена по тому же принципу, что и холсты и графика Миро - масса белого пространства с яркими пятнами-кляксами чугунных ассамбляжей.

49.67 КБ

Да, для того, чтобы попасть на крышу, по длинному плавному пандусу нужно подняться на второй этаж, где в правой части ФХМ выставлена основная коллекция работ классика, а так же несколько залов отданы коллегам Миро, дарившим ему свои картины.
В застекленном простенке перехода от основной экспозиции к временной запаян фонтан, придуманный Миро и Калдером, в соседнем зале висит огромный гобелен, сотканный по рисунку мастера и, почему-то, попавший на все постеры и афиши.
В следующем зале стоит оригинал скульптуры о диалоге двух отдалённо антропоморфных фигур, позже растиражированных площадями всего мира.
Так, в масштабе 1:10 я видел эту красно-синюю красоту, например, в парижском Дефансе. Ну и у меня дома, на книжной полке, тоже стоят эти гипсокартонные Пульчинеллы в масштабе 10:1 и пучат свои нарисованные глаза на всё, что творится в квартире на улице Усиевича. Квартира - это тоже площадь.

46.45 КБ

От года к году работы Миро растут в размерах, упрощаются в смысле количества и качества письма, становятся всё темнее и незамысловатее.
Их нарочитая скупость, даже бедность, мирволит беглости смотрения. Кинул взгляд, соединил внутри зрачка композицию, побежал дальше.
Притом, что эти картины, как и у Ротко, например, созданы для долгого и пристального вглядывания и постепенного растворения.
Только тогда они и начинают "работать", сжимая красочное поле и раздувая мехи и меха чёрного.

Про чёрное. Вполне возможно, что это не траур и не наращивание скорлупы ореха, внутри которого, ну, да, заключён целый мир.
Вполне возможно, что это тень от солнца, сочиняющего Каталонию каждый день; даже не тень, но контур, вызывающий внутри глаза слепые пятна и визуальные ожоги, то бишь, если по-научному, скотомизация. Стиль этот, мучительный и зыбкий, положен в основу оформительской и дизайнерской эстетики, успев стать общим местом.
Однако, главное его влияние и применение, как мне кажется, проявилось в уличных граффити, покрывающих Бсн с каким-то неистовым упрямством.
Здесь, в отличие от других зарисованных городов, граффити не портят здания, а уточняют их, окончательно делая соприродными объектами и даже ъктами.
И это, опять же, вполне совпадает с магистральной линией развития каталонского самоощущения, сливающегося с явлениями природы, постоянно пытающегося слиться со средой обитания всеми возможными способами - от уличного зассанства до сводов Саграда Фамилиа, раскоряченных под старые платаны.

А есть ведь ещё подвал, где выставляют современных художников и сейчас там идёт серия мини-выставок. Нынешняя в полной темноте показывает на трёх тёмных экранах трёх обнаженных женщин, скорчившихся (или собранных) в позу зародыша или же, напротив, раскинувших свои члены от Мэйти Виета.
Это видео, хотя изображения недвижимы (даже не дёргаются), но из-за того, что цифра цифру ножкой бьёт, голые тётеньки будто бы плывут или же парят в темноте скорбного бесчувствия. Где-то в соседних залах показывают Пипилотти Рист, а с ноября планируется большая ретроспектива Франтишека Купки.

55.33 КБ

Суть в том, что Серт специализировался на музейных зданиях. Дискурс его точно совпал с метафизическими и экзистенциальными исканиями позднего модерна (ну он сам и есть этот поздний модерн), из-за чего Серт создал три комплекса, про которые я прочитал ещё в советском детстве в чёрно-белой монографии "Современная архитектура Франции".
В ней было несколько фотографий и архитектурных планов "Виллы богатого коллекционера", принадлежащей семейству Мегт, где помещения идеально (я долго избегал этого слова) сочетались с природой и природным ландшафтом, а так же с произведениями искусства, специально созданными для этого места.

39.20 КБ

Набор всё тот же - Шагал, Леже, Брак, Убак, Джакометти, Калдер, Миро. Снова лабиринт скульптур, снова узкие проходы и галереи с просветами то вверх, то вниз.
Отчаянный минимализм линий. Секло. Разводы камня, ставшего абстрактно-экспрессионистской живописью (или же скульптурой) действия. Мобили.
Немного устаревший (в том числе и морально и эстетически) стиль, работающий в очень узкой нише, и потому пришедшийся ко двору ещё в двух таких же специальных местах - на склонах Монжуика и на острове Майорка, где Серт построил Миро персональную мастерскую, тоже превращённую в музей.

61.33 КБ

Музеефикация классиков середины века началась ещё при их жизни и процесс этот запаян и в формы их деятельности, когда неожиданно возникают разбег и простор, а из скупости вырывается монументальность; это важно ещё и потому, что поймано важное: так остывает ещё недавно разгорячённая лава, превращаясь в каменистые глазастые пузырики.
И музеи Серта построены таким образом, что фиксируют этот процесс перехода из одного агрегатного состояния в другое, окончательное с практически геологической подробностью.

47.06 КБ

Этим они, помимо прочего, и интересны. Время, когда они были ультрасовременны, прошли и ныне постройки Серта, чей союз с Миро стал общим местом (в одном магазине "Москва" можно купить об этом несколько альбомов в разных ценовых категориях), выглядят как радиола "Ригонда" в родительской спальне.
Или же как мушка, застывшая в янтаре Монжуика с его неистовой, постоянно рвущейся куда-то растительностью, садами и парками, фонтанами и фантазиями.

Всевидящее Око
Tags: Барселона, выставки, музеи
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments