paslen (paslen) wrote,
paslen
paslen

Categories:

Кайша Форум

Сегодня был праздник испанизации всего мира - Колумб в этот день открыл Америку. Каталонцы празднуют свой собственный праздник - какой-то святой, из-за чего ничего, говорят, не работало, кроме баров и ресторанов. Поэтому я этот день провёл как в деревне - выспался, наконец, поделал газетные дела, ответил на почту, вычитал очередную вёрстку из "Нового мира". Ну и пошёл гулять.
Конечно, в кварталах вокруг Марины и Мередианы, царило вежливое междуцарствие, но ближе к туристическим районам работало всё как всегда. Именно поэтому удалось, наконец, найти чёрный чай, что совершенно здесь не в части, как и суп, сваренный на мясном бульоне. Вчера, встретившись с Леной, мы пошли ужинать в рыбный ресторан на пляже, где по её уверениям, делают самую лучшую паэлью в городе.
Кроме риса заказали жаренных сардин в стиле "харчевня три пескаря" и местную картошку под острым соусом. Сегодня ужин вышел скромнее - с куском нежной телятины на углях и хамоном, набросанным на куски медовой дыни.
Каталуния берёт своё - московский угарный темп спадает струпьями (у вас там выпал первый снег, говорят?), расслабленность позволяет хватать впечатления не большими кусками, как в первую неделю, но тщательно пережёвывать пищу. Не заработал фонтан у Национального музея (хотя сотни туристов расселись как на жердочках и ждали-ждали)?
Ну, не очень-то и хотелось. Поедем вдоль Мойки, вдоль Мойки на набережную, чтобы посмотреть на стайки бесчисленных мальков и подышать ванильным жаром (здесь выпекают весьма аромотерапийные вафли).


"Кайша форум" - современное выставочное пространство, встроенное в модернистскую электростанцию, стоящую недалеко от площади Испании.

55.61 КБ

По сути, очень похоже на московский "Гараж" (бесплатный вход в россыпь самодостаточных, хорошо оформленных выставок с подсвеченным, постоянно меняющим цвет входом), но архитектурно - "Кайша Форум", за которым стоят огромные деньги крупнейшего банка (или, как местные говорят, сберкассы) - пример тактичного вмешательства современных материалов и технологий в кирпично-навороченное прошлое, ассоциативно напоминающее Бобур, который здесь, вероятно, спят и видят руководители всех музеев точно так же, как руководители всех русских культурных институций спят и видят опыт Бильбао.

35.74 КБ

На Центр Помпиду намекает вход в Кайша Форум, с большим книжным магазином, залами для детского творчества, медиатекой, кафешками и эскалаторами через которые ты попадаешь во внутренние дворики с двумя друг напротив друга стоящими кирпичными галереями. В первой из них выставка Мориса Вламиника, которого обычно пробегаешь в музеях мимо, так из диких он не самый дикий, из кубистов не самый кубистичный, из сезанистов не самый радикальный сезанист.

64.30 КБ

Это всегда крайне полезно - останавливаться там, где обычно бежишь. Вламинк, хороший художник второго, если не третьего, ряда оказывается идеальной квинтэссенцией авангардных исканий, ещё не отказавшихся от фигуративности.
Начинает он почти как Ван Гог - широкими макаронинами мазков, с красной дороги меж маковых полей. Далее в ход идёт, ну, например, Матисс и композиции уплощаются, а контур жирнеет. Чуть позже нарастает многосоставная многоступенчатость - микс кубизма и цветовых исканий Сезанна. Все периоды своих западаний Вламинк проходит с постепенным утяжелением и утемнением колора, из-за чего к финалу становится практически неотличимым от Дерена.
Есть и небольшая подборка керамики с жирными, пастозными разводами, забирающими под себя всю поверхность запаянных в стекло блюд.

В галерее напротив - выставка "Миры Ислама", привезённая из музея Ага Хан (Aga Khan) в Торонто. Для неё выбрали насыщенный серый тон стен, выстроив из мощных параллелепипедов целый борхесианский лабиринт средневековой медины, каждый из закутков которого посвящён искусству разных территорий - Индии и средней Азии, Магариба и Багдада ("Новая культурная столица").

61.46 КБ

Отдельная выгородка посвящена "великим художникам" и "великим мистикам".
Артефактов немного, каждый из них, особенно если это детали архитектуры - орнаменты сводов или деревянных балок, карнизы, словно бы даны крупным планом, выделены развеской и подсветкой. Больше всего здесь, разумеется, посуды, сосудов и тарелок, начиная с хш века; все они выставлены по отдельности в широких стеклянных, одного роста и ширины, витринах. Здесь нет ковров, всего один кожаный костюм, роскошный, расписанный средневековыми комиксами, пояс, но зато много свитков и гравюр с рисунками и переводами из греков. Выставлен трактат Авиценны с зарисовками растений.
Редко сталкиваешься с таким толковым и несуетным экспозиционным решением, настоянном на внятном построении выставочного сюжета и умеренно стильном дизайне.

В одном из закутков второго этажа, где-то на периферии выставки Вламинка, расположен главный специалитет Кайша Форума - постоянно действующая инсталляция Бойса "Behind the bone is counted - Pain space", которая преподносится как "spirit of "la caixa".
Ну, кто хотя бы немного знаком с творчеством Бойса знают, что главная интрига заключается в том, что за дверями выставочного зала может оказаться что угодно, превращённое в заунывную обыденность. Важнее зайти и бросить первый (читай, главный) взгляд, схватить суть и дальше, если желание, проникнуться акустическим эффектом или же фактурным.
Так и тут - "душа Каиши" оказалась комнатой, сложенной из металлических, с добавлением серебра, плит.

79.32 КБ

Металлические стены, металлический пол, металлический потолок и яркая лампочка, задающая шероховатым, неловким поверхностям дополнительные очертания. Разумеется, всё это (твой голос и даже твои шаги) вызывает странные отзвуки, которых, вероятно, Дж. Бойс, и добивался.

Напротив "Кайша Форум", через дорогу, на окраине площадки с которой начинается лестничный и какой угодно подъём к Национальному музею каталонского искусства, стоит павильон, построенный Мисом ван дер Роэ для всемирной выставки 1929 года. Павильон Германии, считающийся архитектурным шедевром, сооружённый из стекла, полированного розового камня, металла и воды, как пишет бедекер, "отличается изысканной простотой".
И это чистая правда. Видно его на прострел, достаточно обойти со всех сторон, но если ты вдруг поднялся по ступенькам на площадку, с тебя берут 4,5 евро за осмотр. Несмотря на то, что это новодел, реконструкция 1986го года). Но крайне аккуратная и умиротворяющая. Внутри розоватых стен прямоугольной формы, образующих несколько условных комнат, прячутся два неглубоких, декоративных бассейна, дно которых обложено камнями; статуя Георга Колбе и набор конструктивистской мебели, на которую нельзя садиться даже и за 4,5 евро.
Она тут не для людей, но для воплощения изысканной красоты стоит.

Всевидящее Око
Tags: Барселона, выставки, музеи
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments