paslen (paslen) wrote,
paslen
paslen

Categories:

Барселонский музей современного искусства (МАСВА)

45.39 КБ


МАСВА - пример контемпорария, выставляющего самого себя; центра, где архитектурное решение держит всё в куче. Площадь Ангелов заточена под парижский Бобур: просторное общественное пространство, оккупированное скейтбордистами и скучающей на земле молодёжью (рядом факультеты Университета) организовано двумя музеями - белоснежным Современного искусства (архитектора Ричарда Майера) и Современной культуры, вписанной в старинный особняк.
Вот и сам МАСВА является репликой к Центру Помпиду, на это, например, намекают спускающиеся под углом в 30 градусов долгие пандусы, по которым поднимаешься на второй и третий этаж, а так же всеобщая застеклённость, делающее нутро музея, с одной стороны, отчуждённым от площади, но, с другой, вписанным в неё.
Система лестниц, перекрытий, окружения, провалов и проёмов занимает большую часть здания, искусство здесь живёт в просторных залах, тем не менее, занимающих одну треть. Неважно, что выставляется, короля играет свита, то есть, белоснежная нежность всех этих стен, потолков и переходов.

Сегодня в МАСВА - большая, интернациональная выставка "Modernologies", куратора Сабин Брейтвисер, посвящённая ощущению пространства, социальным коммуникациям, идее универсального языка и "politics of display", скучная и сухопарая, сдвинутая в сторону от пластических решений к нарративным - бумажечки, развешанные по стенам, графики (например, о росте туристов и бюрократов в Дубаи), схемы, мелкоскопические фотографии, книги, раскрытые на нужной ненужной странице, геометрически правильная графика, пространственно решённые ассамбляжи без какой бы то ни было движухи, меланхолическое видео в идеально тёмных боксах (индонезиец показывает свою мастерскую, испанка скачет на лошади, шарф её развивается), телевизоры, раскиданные по полу и всего несколько интересных монохромных фигуративных картин-комиксов(Паулина Оловска).

Всё это требует разглядывания и вникания; тот случай, когда литературность победила визуальность, когда рассказ создаётся текстами и сочленением невыразительных высказываний, требующих смысловых и логических связок.
Методологически это отчасти напоминает ранний московский концептуализм, правда, начисто лишённый суггестии: что вижу - то и рассказываю. Вот и оказывается, что для пластической визуальности следует потрудиться, найти отнюдь не вербальные метафоры; что сами по себе выставленные фотографии домов или макеты зданий, чёрные ширмы с абстрактными фигурами или обугленные чёрные штучки на постаментах никакого особенного впечатления не оставляют. Их ещё следует разговорить, то есть, потрудиться.

Конечно, выставка хорошо придумана и артефакты растасованы так, что в огромных ангарах первого и третьего этажей (на втором монтировали или демонтировали выставку, посвящённую Джону Кейджу, приуроченную к ряду осенних перформенсов и концертов, свободного пространства не ощущается, всё более-менее забито. Даже не лестнице прибиты какие-то гвозди и ботинки, на антресолях стоят тюки, призванные привлечь внимание к сложной судьбе нынешних эмигрантов, обустраивающихся на новых местах.
Однако, всё это оставляет зрителей, заплативших по 7.50 евро за билет, полностью безучастными. За стёклами, на площади Ангелов кипит молодёжное разнообразие, а тут - лабораторная стерильность, превращённая из модного экспозиционного стиля в судьбу западного актуального искусства, делающая любую выставку из подобного контемпорария в астероид космической скуки.
Особенно очевидна эта новая бедность на фоне цветущего разнообразия московской биеннале, где сделали и красиво и богато и интересно и разнообразно. За исключением группы ИРВИН, выставившей большое панно, посвящённое развитию нынешнего словенского искусства, берущего начало в Малевиче и Дер Штурме, говорит на языке, понятном лишь распределителям грантов.
Не, наши-то покруче будут. Порукодельнее...

Всевидящее Око

21.49 КБ
546.43 КБ
14.76 КБ
13.59 КБ
16.38 КБ
30.31 КБ
Tags: Барселона, выставки, музеи
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 14 comments