paslen (paslen) wrote,
paslen
paslen

"Кудымкор - локомотив будущего" в галерее "Проун". 3-ья биеннале

43.95 КБ

Пётр Иванович Субботин-Пермяк, под вниянием супрематистов и футуристов, уехал из Москвы в село Кудымкор, где и сгинул, оставив после себя школу нового искусства, мастерские, музей, театр, этнографическую коллекцию да россыпь картин. Всё население села участвовало в его проектах.
Теперь Екатерина Дёготь и Леонид Тишков создают из документальных свидетельств и фальшаков мемориальную экспозицию, размещённую в винзаводовской галерее "Проун".
На самом деле, внутри одной выставки "зашито" целых пять.
Во-первых, картины самого Субботина-Пермяка, а так же несколько стендов с работами художников, работавших рядом с ним.
Во-вторых, весьма живописная часть этнографической коллекции прялок-набоек-сеялок.
В-третьих, подборка старых фотографий, некоторые из которых действительно относятся к Кудымкору, но большей частью призваны создавать документальный колорит и передавать ощущение эпохи.
В-четвёртых, здесь крутят чёрно-белое кино, развешены кумачовые лозунги и кричалки.
В-пятых, папка рисунков Тишкова, из которых составляется то ли комикс, то ли житиё о Субботине-Пермяке.


88.16 КБ
23.77 КБ20.27 КБ15.04 КБ16.09 КБ

Выставка выглядит суховатой, даже сухой; концептуальная, точнее концептуалистская вещь-в-себе и смыслов в этой вещи можно насчитать примерно столько же:
Во-первых, это воскрешение, едва ли не из пыли и пепла своеобразной художественной фигуры, через которую авторы экспозиции причащаются к модному ныне "пермскому тренду".
Во-вторых, куратор здесь важнее художника, которого инсталлируют; по сути, Субботин-Пермяк - персонаж Дёготь, наподобие тому, как Розенталь и Спивак были персонажами инсталляции Кабакова "Альтернативная история искусств", из-за чего над выставкой гордо реет лёгкий флёр мистификации.
Натуральность происходящему, в-третьих, предает строгая репутация антикварно-модернистской галереи "Проун", где обычно выставляются изысканные, но не слишком зрелищные выставки архивного толка. Дёготь во всю использует "гений места", подпитывающий рассказ о Субботине-Пермяке, врастающий в интерьер "Проуна", как будто оно тут и выросло.
И, поэтому, в-четвёртых, вступает в неожиданное сравнение с музеем Б.У.Кашкина, инсталляцией "Синих носов" с красными стенами, воткнутыми в основной проект биеннале "Против исключения".
"Синие носы" работают точно так же - и с персонажностью и с репутационным контекстом, выставляя "Музей Б.У. Кашкина" в "Гараже"; там, где незадолго до этого выстроил свой альтернативный музей Илья Кабаков.
Впрочем, инсталляция "Синих носов" выглядит более убедительной не только потому, что "Проун" против "Гаража" - как Эллочка Людоедка против Вандербильдихи (у одной - газеты и пароходы, а у другой - мех, крашенный зелёной акварелью), но ещё и оттого, что собравший материал "березовский концептуалист" Шабуров работал с родным материалом, рассказывая о собственном учителе и своей собственной молодости.
Дёготь же, собиравшая выставку непосредственно в Перми, выступила привычным куратором приглашённым со стороны и исполняющим арию столичного гостя, оттого концептуальной бесстрастности в "Проуне" больше, чем виноградного мяса.
"Синие носы" стоят вровень со своим персонажем, тогда как Дёготь высокомерна в своём воскрешательском усилии. Это она решает достоин художник музея или нет, а если и достоин - то какого и чем должен быть достроен для того, чтобы впечатление состоялось. Кураторское "над", в-пятых, оборачивается уподоблением посетителей выставки всё тем же доверчивым и открытым селянам, пошедшим вслед за художником.
Правда, авангард, с которым в своё время столкнулись кудамкарцы был более свежим. Хотя, с другой стороны, наш-то авангард - музейного качества.

Всевидящее Око
Tags: Винзавод, биеннале, выставки
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments