paslen (paslen) wrote,
paslen
paslen

Category:

Массне "Вертер", опера в театре Станиславского

"Вертер" - это такой европейский аналог "Евгения Онегина", коопродукция немецкой литературы и французской музыки, французского же языка, произведение ладное, гладкое, очень культурное. Культурненькое. Так её и поставили, точно экранизировали.
Массне написал оперу более иллюстративную, нежели конгениальную первоисточнику, весьма доступную и, оттого, не слишком глубокую: драматического развития в четырех картинах не происходит. И даже Вертер стреляется за кадром, для того, чтобы сцена, после поднятия занавеса, знакомила зрителей с данностью, которая есть и никуда не движется.
Состояния персонажей статичны. К тому же музыки больше, чем событий - весь событийный ряд легко укладывается минут в 15 чистого времени, всё прочее - музыкальная литература, головная боль для режиссёра-постановщика Михаила Бычкова, большого мастера камерной драмы (кажется, это его первая работа с оперой), призванного из Воронежа.
Очень хорошо, что Бычков не стал наводить суеты, а следовал за музыкой, заставляя солистов замирать на месте или ходить туда-сюда по рельсам, продолженным по рельсам из одной кулисы в другую.
Чувствует ли Бычков музыку? Да, чувствует, смотреть не мешает, но помогает. Канатоходец из Вертера (Антон Иванов), кудрявого ботана, увлечённого натурфилософией, никакой: он всё время срывается с жердочки, не сделав и пары шагов; Шарлотта (Елена Максимова) шпарит по рельсам более уверенно; она и выживет.
Опус Массне - какой-то закрытый, вещь-в-себе, композитор, кажется, был сильно увлечён симметрией, из-за чего Эмиль Капелюш очень правильно сделал декорацию ассиметричной и предельно аскетичной.


Когда, после помпезной увертюры, в полной темноте раскрывается занавес а белый экран задника, на фоне которого и будет идти весь спектакль, начинает розоветь, то посредине сцены становится виден тактичный точёный силуэт пагоды с фонарями.
Однако, когда свет набирает силу, становится видно: это не пагода, но перрон вокзала, которым Капелюш заменил дом судьи и выводка его детей, из-за чего действие начинает неуловимо напоминать "Анну Каренину".
Тем более, что слышно, как под театром ходят поезда метрополитена; их нижний гул смешивается с верхним струением кондиционеров, жующих воздух и образующих раму - и для оркестра и для общей акустики.
Действие "Вертера" утоплено вглубь сцены, которая после Новой Сцены Большого театра кажется громадной. А белый экран, работающий на дистиллированость картинки, оказывается важной составляющей действия - ненавязчиво, но постоянно развивающаяся световая партитура Сары Райт Шмидт расставляет акценты, смазанные в музыке.
В конце второго действия из-под потолка опускают два первых шлагбаума. В момент, когда Вертер принимает окончательное решение убить себя, количество деревянных досок увеличивается в арифметической прогрессии. После антракта перрон оказывается поставленным на попа, из-за чего он превращается в корабль, разбившийся об обстоятельства.
К финалу этот перрон поднимается кверху под углом 45 градусов, окружённый частоколом зависших в воздухе досок.

Оркестр, ведомый Феликсом Коробовым, чётко соответствует композиторским задачам, не вылезает на первый план, каскад соло разных вплетается в общее звучание (особенно много у Массне арфы и валторн) "раненного моря". Которое после антракта волнуется намного сильнее и убедительнее.
Музыкально и драматически "Вертер" развивается медленно и очень последовательно, линейно. Два первых действия начинаются хоралами. После увертюры появляется титр, говорящий о том, что в июле дети разучивают рождественскую песню, вновь возникающую в финале.
Во втором действии идёт месса, которой отмечают золотую свадьбу пастора. Религия связана с бытом, то есть, с Шарлоттой. Вертер - натурфилософ, с самого начала разговаривающий с птицами и с деревьями.
Его самоубийство - акт возвращения к природе, в которой он хотел бы раствориться.
Поэтому в финале он не падает на задранный помост, но долго бродит, точнее, блуждает "между трёх сосен" своих проблем.

Если бы выставлял оценки...
Картинка - 5, солисты -4, оркестр - 4+

Всевидящее Око
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments