paslen (paslen) wrote,
paslen
paslen

Category:

"Лицо. Образ. Время" в фонде "Екатерина". Спецпроект 3-ьей Биеннале

Искусство же бытует в разных агрегатных состояниях - от раскалённой или ледяной лавы до каменного камнепада: "Лицо. Образ. Время", выставка в фонде "Екатерина" представляет иную, нежели на "Сверхновой вещественности" крайность, музейную. Все вещи здесь отборного, шедевр к шедевру, самого что ни на есть музейного качества.
Звездочётов, вынесенный в качестве эпиграфа на площадку, откликается чуть позже, в залах, многочисленными соц-артистами и красочными концептуалистами первого ряда. Два кабаковских альбома "Вокноглядящий Архипов", инсталлированные как в Третьяковке, два масштабных Булатова, неожиданный сочный Пивоваров, хороший, правильно стёртый Файбисович (и сценка в электричке хороша и выцветший Горбачёв), необычный Васильев (чёрно-белое панно с головами главных концептуалистов по краям, похожее на эскиз католической фрески).
На всякий случай, Шварцман. Два Тышлера первого ряда. Один Янкилевский и, зачем-то, один Целков. Если про Янкилевского можно понять зачем он здесь, то про Целкова со стрекозой этого уже не скажешь.
А вот про скульптуры Сокова это самое очень даже скажешь и встречу Ленина и Джакометти, который раз, но увидеть всегда приятно. Как и Путина работы Врубелей, висящего рядом с массой осмысленных питерских неоклассицистов. И рядом с пятёрка неосмысленных коллажей Пьера и Жиля, которые вырваны из одного контекста (гламур и западный шоу-биз и помещены в другой, концептуально-совковый).
Тут же, за дверью - странный Кошляков с портретом мальчика. Зал кинотеатра с пенопластовыми людьми Шеховцева, избыточно декоративное панно Виноградова с Дубосарским ("Вива, Испания"), коробка "Синих носов", ещё пара Звездочётовых, два Пеппертшейна. Романтичный пятиптих Чохала, недавний Кулик...
При этом, выставка начинается с работ начала века, из-за чего возникает вынужденный подзаголовок: "От модернизма к современности", как если "современность" это направление такое. Но придираться не стану, тем более, что кураторская мысль четка, очевидна и достойна всяческого уважения, потому что, с одной стороны, "я его лепила из того, что было" (а были даже Семирадский с аутентичным Пиросмани, не говоря уже о Репине, россыпи первоклассных Кончаловских, Машковых и шедевральном просто Бродским).
Попова, опять же таки и как Попову не выставить?! Я бы вот тоже гордился бы Поповой, если бы она у меня была. Я бы даже Звездочётовым гордился бы или Врубелем. Вот Целковым бы не гордился бы, а вот Врубелем бы, причём любым, так даже очень.
Ну, да, а с другой стороны - своя рука, владыка: "кресло рассохлось, а выбросить жалко, буду всем друзьям говорить, что это - кресло-качалка..."


Всевидящее Око
Одно дело, когда Маркин восстанавливает контекст, худо-бедно устраняя лакуны и прописывая свой вкусовой, но, тем не менее, основанный на каких-то исторических посылках контекст, и совсем иной коленкор, когда коллекция растёт стихийным становлением, пока не выруливает на столбовую дорогу окончательности.
То есть, почти понятно, что первоначально это был обычный интерес и "сделайте нам красиво", отчего так много классицистических ню и престижного первого авангарда, пастозного Зверева и дистрофичного Яковлева; затем он оформился в любопытство к концептуализму, куда приходят, как правило, через соц-арт.
Ну, концептуализм, конечно, неплохо воспринималку промывает, хотя удивительно как коллекционерам Семенихиным, на основании коллекции которых и разработано "Лицо. Образ. Время", даже у концептуалистов удалось отобрать особенно яркие и преднамеренно живописные опусы. Вероятно, за совсем уже какие-то отдельные деньги.
Концептуализм даёт матрицу или, точнее, грибницу, к которой уже можно присоединять всё, что угодно: костяк имеется и отныне любое лыко в строку, даже Пьер и Жиль или Айдан Салахова, транслирующая на картину со спящей одалиской видео с одалиской, ложащейся спать. Или даже Брускина, который, вообще-то, прикрепляется к чему угодно, впрочем, так окончательно ни с кем и не смешиваясь.
Так, собственно, и должен выглядеть обычный музей современного искусства в России. Где-нибудь в Самаре или в Нижнем Новгороде, если, конечно, допустить допущение, что появляется разветвлённая, по американскому принципу, сеть провинциальных, ну и столичных тоже музеев, с неотличимым друг от друга, как репертуар Макдоналдса, набором имён.
И если в западных контемпорариях обязательно встретишь Уорхола, немного сюрреалистов, много кубистов и фовистов, парочку Пикассо и парочку Матисса, по одному Шагалу и Мондриану, то в русских палестинах суповой набор, кажется, сложился столь же прочно, как и "там". См. выше.
И нужно очень постараться, чтобы отличиться от несуществующей пока разнарядки. Хотя бы и Семирадским.

Здесь на каждый зал - по паре (видимо, чтобы они окончательно не одурели от хронической видеолекции Альберта или пения Алимпиева) охранников в строгих костюмах. Подобно старушкам в Эрмитаже, они сходятся на границах охраняемых помещений, дабы поболтать, но диалоги у них, как в "Ожидании Годо" совершенно сюрреалистические. Я вот послушал двоих, пока альбомы Кабакова разглядывал. Молодой и старый, рядом с уголком Пивоварова, говорили о связи питания и возраста. При этом, разумеется, косили за мной, чтобы я не унёс какой шедевр, но, при этом, говорили во весь голос, перекрикивая художников, будто бы меня здесь не было вовсе.

Бонусом, на первом этаже в совершенно пустых залах и в полной темноте зашторенных залах показывают видео из специального проекта 3-ей биеннале Wonder World. Expecting a restless future, грустные или, прямо сказать, депрессивные ролики величиной на всю стену, да под хорошую музыку, да снова про экзистенциализм и экзистенцию.
На одном из них, авторства Брайна МакКи (США) показывают дяденьку, увешавшегося, подобно смертнику, банками с пивом и газированными напитками, которые время от времени, один за другим, взрываются.
И тогда музыка начинает звучать громче, совсем как во время рекламных телевизионных пауз, и совсем заглушает элегичный минималистический звукоряд, которым Боттоо и Бруно (Италия) иллюстрируют катание трех размытых фокусом школьников на велосипедах.
В соседнем зале испанец ("Виват, Испания!") Жоан Леандре очень долго разгоняет самолёт, который взлетает и под крылом его начинают петь поля и виноградники, пока, совсем по-соц-артистски, совсем по дубосарско-виноградовски не возникает морда гугнивой мультяшки.
Нижний этаж с затемнёнными залами, в которых крутят видео, расположен анфиладой, идёшь из зала в зал и словно бы семь степеней отгорожения от реальности проходишь.
Людей в них нет, света тоже. Звуки самого что ни на есть искусственного происхождения, взаимодействующие и спорящие друг с другом.
Точно ты углубляешься куда-то в недра чёрного вигвама, теряешься в этажах отчуждения. Сидя перед очередным роликом, я подумал, что такое проведение времени (внутри зала, внутри фонда, внутри дома, внутри большого города) - идеальная метафора одиночества в мегаполисе, переполненного всем, кроме...
Tags: биеннале, выставки, искусство
Subscribe

  • Как Инстаграм рекламой сломал себе карму

    Инстаграм ввел рекламу и, тем самым, сломал себе карму. Надо сказать, что до этого он был безупречен – сразу видно, что создавали его умные,…

  • Бытийная мимикрия в районе ЧМЗ

    Каждый день я подолгу жду седьмой троллейбус в самом начале ЧМЗ - городского района, отделенного от всего остального Чердачинска мёртвой…

  • Эрос невозможного. Вершки и корешки

    Давно хочу записать одно наблюдение за модой: есть тенденции навязанные (поверхностные) и такие, как грипп, быстро приходят и быстро уходят, а есть…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 13 comments

  • Как Инстаграм рекламой сломал себе карму

    Инстаграм ввел рекламу и, тем самым, сломал себе карму. Надо сказать, что до этого он был безупречен – сразу видно, что создавали его умные,…

  • Бытийная мимикрия в районе ЧМЗ

    Каждый день я подолгу жду седьмой троллейбус в самом начале ЧМЗ - городского района, отделенного от всего остального Чердачинска мёртвой…

  • Эрос невозможного. Вершки и корешки

    Давно хочу записать одно наблюдение за модой: есть тенденции навязанные (поверхностные) и такие, как грипп, быстро приходят и быстро уходят, а есть…