paslen (paslen) wrote,
paslen
paslen

Categories:

"Сверхновая вещественность". Специальный проект 3-ьей биеннале в Ермолаевском

47.44 КБ

Первый этаж выставки, собранной Андреем Парщиковым (куратор здесь важнее дюжины художников) посвящён рабочему классу и левой идеи. Под этим, например, подразумевается видео с распеванием революционных песен на фоне Кремля и табуреток. Или мониторы с диаграммами продажи Ильича через Интернет.
На втором этаже, который я уже не помню чему посвящен, уж не симулякрам ли и индустрии развлечений, есть дискотечные шары и видео с шуршащим-блестящим костюмом, разрисованные телефонные справочники и видео с уткнувшимся в компьютер интернет-зависимым.
Самое интересное на третьем этаже - видеопортреты четырех известных активисток московской арт-сцены. Среди них, к примеру, голая Лиза Морозова и задумчивая Оля Лопухова, сидящие в антураже привычных придметов, аллюзий и реминисценций. Совсем как у Боба Уилсона они не двигаются, только едва подрагивают, а стены вокруг проекций испещрены комментариями автора, объясняющего что к чему.
Четвёртый этаж отдан теме "власти", а "власть" - это инсталляция из пенопласта, изображающая строительство новостроек, разрисованных граффити и чёрно-белое видео "ПРОВМЫЗЫ" с долгим, холодным отчаяньем в небе и в пустом поле. А ещё это трехчастное видео, посвящённое корчам ткани и стриженному женскому затылку.
Артефакты можно легко поменять местами: сложно определить отчего конструкция из пенопласта олицетворяет власть, а разрисованные страницы телефонного справочника - лживую природу шоу-бизнеса; шестерёнки контекста варятся в собственном соку и совершенно не цепляют сторонних наблюдателей.


Я вспоминаю "Урбанистический формализм", придуманной и осуществлённой Евгенией Кикодзе в этих же самых стеных два года назад, в рамках 2-ой биеннале, когда четыре этажа филиала ММСИ заполнили произведения про кризис современной цивилизации.
"Урбанистический формализм" запомнился, как тогда казалось, крайней, если не запредельной, степенью отчуждения и отчуждённости, ледяного практически дыхания тотального одиночества и разобщённости.
Так вот в сравнении со "Сверхновой вещественностью" тогдашняя подборка Кикодзе выглядит едва ли не бидермайером, уютным и мастеровитым. Заполненным и наполненным.
Молодые художники, объединённые молодым куратором, словно бы решили создать в Ермолаевском чёрную дыру тотального антивещества, ледяной космический вакуум.
Способ высказывания оказывается главным сообщением, содержанием, мессиджем.
Особого мастерства молодые не выказывают - сырое сырьё, накиданное на видео крупными кусками, способно сделать эстетически приемлемым любой участок реальности.

33.24 КБ

Возвращаясь домой, я прошёл по Садовому кольцу, затем по Второй Брестской, мимо сгоревшего на днях особняка в стиле модерн, зашёл в татарский супермаркет, спустился в метро: все эти участки пути, с одной стороны, вполне тянут на эстетически самодостаточную реальность (одна перестройка площади Белорусского вокзала стоит всех инвайроментов Кабакова), а с другой, жизненные переживания оказываются много сильнее сгущения, которое должно было произойти на вернисаже, но не произошло.
Можно было бы сказать, что это я под воздействием "Сверхновой вещественности" подкрутил окуляры собственных глаз и начал видеть в окружающей меня действительности то, чего не видел раньше, если бы не навязчивая уже даже не вторичность, но третичность представленного. Которая не способна задавать приоритеты и координаты, но способна лишь следовать путями, проторёнными и заезженными другими.

31.55 КБ

Тот случай, когда ребёнок выплескивается вместе с водой: участники проекта, разумеется, не халтурят, они искренны и, несмотря на кашу во рту, торопятся высказаться, однако, блуждая в густых металлургических лесах искусства для искусства, будто бы забывают не только о зрителях, но и о своих собственных целях.
Четыре этажа мутного, тревожного ершистого видео, размазанного по стенам: кроме экранов ничего не работает, не шумит, не мигает, не звенит. Залы стоят во всех смыслах практически пустыми и даже темнота, которая здесь оказывается главным экспозиционным решением, не скрадывает омута, растянутого между проёмами.
Проект, начисто лишённый материальности, в чём его сила (никакой коммерции, одна лишь экспериментальность да поисковость), но и слабость...
Советским искусствознанием подобные проекты обозначались как "бесчеловечные", фиксирующие "распад и разложение", "тотальную некоммуникабельность" и прочие ужасы современной жизни. Что ж, тоже результат.

24.29 КБ

Другой результат проступил на мгновенных снимках, что я делал сегодня на выставке. Темнота, друг молодёжи, искажает изображение и делает воздух, распадающийся на цветовые составляющие, едва ли не осязаемым, концентрированным, жирным. На фотографиях тени объектов и посетителей вернисажа тонут точно в загустевающем варенье, заполнившем выставку от пола и до крыши, неожиданно насыщая разреженное существование артефактов вполне объёмной сценографией.
Так, может быть, стоило перекрыть зрителям вход и показывать всё то, что внутри через прицел видоискателя?
Честное слово, такие зрители потеряли бы совсем немного.


37.98 КБ
Всевидящее Око
Tags: ММСИ, биеннале, выставки
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments