paslen (paslen) wrote,
paslen
paslen

Дискурсивный флюгер (Саша Соколов "Между собакоц и волком")


Обще дискурсивные соображения (первая страница)
Принцип флюгера: каждое новое предложение порождает ступеньку-дискурс внуть письма, внутрь высказывания. Если у Джойса в последней главе "Улисса" дискурсивная безбрежность олицетворяет реку, а у Драгомощенко в "Фосфоре" лёгкость инополагания возникает из-за плавающих, незакрепленных в своих пазах дискурсах, когда инерция чтения не совпадает с невидимыми переключениями, то у Соколова в начале романа дискурсы тоже меняются, но не стихийно (или хаотично), а на подобие флюгера или мобиля - вокруг своей оси. Жанр послания, устного письма, обращения - приятелям по рассеиванию дискурсов, дискурсом. Виртуальная воронка: внутри письма-послания кирпичики предложений состыкуются в дискурсивный узор. Разница температур между предложениями, выдержаенными в разных стилистических режимах, скрепляется синтаксическим раствором чередования коротких и длинных предложений и членений внутри текста.
Начало "Между собакой и волком" имеет явно поэтическую природу, поэтому знаки препинания выполняют здесь не только функцию организаторов ритма, но и семантического балета, вполне семантически наполненных (насыщенных) клаузул. Так скажем первая фраза "Месяц ясен, за числами не уследишь, год нынешний" является наподобие трюмо или складня состоящим из центральной части и двух побочных створок, каждая из которых выдержаны в своей особой тональности. Симметричность побочных створок подчёркивается равным количеством слогов (по четыре) в каждой части. Четыре слога в двух словах. При том, что симметричность маргинальных частей не полная, структура этих предложений разнится: месяц ясен, но год нынешний. Обратим так же внимание на то, что окраинные части построены короткими словами внутрь и более протяжёнными словами - по краям.
Некая симметричность конструкции поддерживается и внутри "основной" части: и здесь тоже фраза членися на два равных периода, построенных по схеме: предлог (один слог), сементически насыщенное слово (три слога). Семантика проявляется здесь и через большую протяжённость, так как поэтический способ организации текста мирволит повышенной суггестивности ВСЕХ составляющих текста.
Риторически выражаясь. здесь нет и не может быть служебных частей речи, всякое лыко просится в строку.
Правда здесь, в основной части первого предложения, симметричность конструкции намеренно смещена (центр хотя и есть формально, но визуально он отсутствует), как если бы нам предложили два правых ботинка - оба периода (за числами и отдельно не уследишь) смотрят в одну сторону. Этой неправильностью задаётся особое блюзовое смещение ритма, которое будет в дальнейшем нарастать и подчёркиваться внешними синтаксическими конструкциями - соотношений предложенных предложений между собой.
Та же самая структура повторяется и во втором предложении, только лишь в более расширенном виде, на бОльшей территории и с помощью имён собственных. Однако, второе предложение имеет "бонус" - словечко заитильщина, которое есть обозначение жанра приводимого послания, типичный случай автокомментрирования текстом самого себя.
Третье и четвёртое предложение удиваивая приём чередования короткого с длинным, обнажают его и, следовательно, снимают, задавая дальнейшее смещение и размывание, точнее, плавное плавание ритма. Короткие предложения крепятся к крупным, которые несут основной мессидж и смысл. Прорисовывают и уточняют смыслы. И все предложения находятся в пропорциональной зависимости с соседними - чем больше предложение, тем больше соседнее, и так до тех пор, пока автор не считает невозможным сломать ритм. Тогда игра с чередованиями возобновляется.
Сложность ритмического рисунка усложняется внутренними кровотечениями дискурсов, каждый из которых локализуется внутри своих частей предложений, но плохо состыкуется с соседями - и по предложениям, и по абзацам. Принцип контрастного душа, оборачивающийся принципом флюгера - крутящегося вокруг своей оси, вслед за ветром, постоянно возвращающегося к исходной точке, но, тем не менее, совершающем при этом видимые усилия по преодолению видимого пространства.
Tags: дневник читателя, проза
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments