paslen (paslen) wrote,
paslen
paslen

Category:

Моцарт Глиэр и Скрябин. Фестиваль РНО в Большом театре

Иногда достаточно одной улыбки, чтобы концерт пошёл по нарастающей; ещё не начали играть концерт Моцарта для флейты и арфы, а вот выбежал солист Максим Рубцов, начал разминать губы и сердцу стало веселей. Выбежал весёлый и раскованный парень, которого распирало от радости и предвкушения; подмигивая коллегам и самому Плетнёву, он, кажется, растопил ледяное настроение даже самого Маэстро: Плетнёв заулыбался и потянулся к флейтисту, который играл как пел. Подвижный и раскрепощённый, Рубцов обращался с флейтой как с гитарой, ритмично дёргался и только не танцевал, точно он едет в метро, на ушах наушники и он слушает что-то очень драйвовое. Похожим образом, вёл себя на сцене (с учётом всех условностей) Меркьюри, который точно так же светился изнутри и перекачивал через тело огромные потки энергии.
Музыканты из оркестровой ямы не испорчены вниманием, в них нет поведенческих штампов, свойственных виртуозам. Демонстрируя удаль, они смущаются и не знают, как себя вести. И, в самом деле, кто знает, как должен себя вести солирующий флейтист? Арфистку не видно из-за инструмента, духовики в следующем опусе, будут сидеть на стульях, а вот флейтист стоит и гнётся, точно ива и играет как умеет...
...Моцарт просвистел в одно мгновение; затем вышла дюжина духовиков, ведомых английским кларнетистом Майклом Коллинзом для того, чтобы сыграть ещё один моцартовский опус.
Стал очевидным замысел: показать людей, которых обычно не видно, ведь духовиков и, тем более, арфистку Светлану Парамонову и флейтиста Максима Рубцова заслоняют колосящиеся поля смычковиков. Солист, как правило, противопоставлен общей оркестровой массе, а тут солистов извлекали из недр рассаженного на сцене камерного состава, где каждый музыкант - как на прострел, виден, слышен и, ведь, не спрячешься.
Духовое звучание специфично, если проводить параллели с графикой, то это, скорее, сангина. Ансамбль духовиков сделал Моцарта похожим на нынешних минималистов, на какой-нибудь "Майкл Найман бенд", хотя где Найман и где Моцарт?! Точнее, когда было барокко и откуда вытекли нынешние звуковые обойщики?!
Так вот оттуда же...


А потом, после антракта, начали играть концерт Р. Глиэра, застрявшего между Чайковским и Прокофьевым, между "Евгением Онегиным" и "Огненным ангелом", с выдающимся солистом Алексеем Серовым, который выдавал на валторне пассажи и трели изумительной сложности. В полной тишине, ибо оркестр замер, оголив присутствие солиста, окончательно превратив концерт в чемпионат силовых противоборств.
Или же в чемпионат по фигурному катанию, когда каждый солист выказывал чудеса квалификационного мастерства. Есть же в фигурном катании неприлюдные состязания в "школе", когда спортсмены совершенно незрелищно вырисовывают на льду восьмёрки - скользят по знаку бесконечности, позволяя жюри рассматривать минимальные отклонения от нарисованной циркулем формы.
Так и на сцене Большого театра в этот вечер солисты являли примеры самодостаточного мастерства, игру мускулами, предлагая пищу не сколько для сердца, сколько для зрения.
А потом началась "Поэма экстаза", где все эти же самые солисты влились в общую массу, вот те же самые исполнители, что час назад блистали в свете софитов, утопили тщеславие в коллективных усилиях, из-за чего Скрябин начал подниматься как на дрожжах. Развиваясь и развившись, к финалу, в храмовую гору, которой к коде придавило, кажется, всех. Тяжесть и щедрость, одинаковы ваши приметы.
Плетнев, понятное дело, работает "обыкновенным волшебником": поджав губы, с невозмутимым видом, машет палочкой, при этом выдавая исполнение редкостной мощи и силы - точно запуская космический корабль.
Сначала, пока отходят первая и вторая ступени модернистской вседозволенности, вся эта мощь возникает в сольных выступлениях трубача Владислава Лаврика, а затем вибрирующий отрыв, нарастающий вместе с нарастанием звучания, набирает окончательную мощь и выдав финальный протуберанец, оставляет без сил всех - и слушателей и исполнителей и самого Плетнёва, который, несмотря на овацию, даёт сигнал оркестрантам расходиться...


Всевидящее Око
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments