paslen (paslen) wrote,
paslen
paslen

  • Music:

АнтиГормли

Эти алюминиевые кубы, возникшие на станции метро Маяковская и постоянно меняющие своё расположение, закрывающие то одну её часть, то другую, постоянно тревожат моё восприятие. Тут ведь важно, например, то, что все мозаики, выполненные по эскизам Дейнеки, давно посчитаны сознанием в своём полифоническом развитии цветов и образов. Развиваясь фугой, они, привычные, вдруг прячутся, прикрытые низким проходом, то вдруг выныривают на внезапно открывшемся после ремонта майдане внутри станции.

Да-да, я знаю, ремонт, протечки, вода-вода, однако же, именно та самая рама, что протекает, и задаёт контекст: территория повышенного семиотического ожидания помогает превращать любые объекты внутри в лакомые, для восприятия, бисквиты. Меня особенно трогают низкой посадки неожиданно возникающие блёские коридоры, вплотную теснящиеся к поездам; словно катакомбы новых христиан, отрицающих достижения прошлых верований, выраженных в архитектуре византийских базилик со срезанными куполами и сублимацией Неба в срезанной макушке.

А, главное, в переживании сверхплотности, накопленной станцией; в противовес минус-материи Гормли, тут - непроходимость, связанная с тем, чем, собственно, московская подземка и является.


Всевидящее Око
Моим самым первым текстом, опубликованным в "Независимой газете" (1993) было эссе "Город как объект", предлагающий воспринимать всё, происходящее в городе как акции современного искусства. Отсутствие горячей воды, давку в час пик и окопные рвы, возникающие при прокладке теплотрасс и коммуникаций - аналогия с музыкальным отсутствием Кейджа, театральными перформенсами или хепеннингами и объекты ланд-арта.

В дальнейшем, жизнь подтвердила точность первого шага. Мы тогда мало знали что о дзен-буддизме и, тем более, инвайроментах Кабакова , составивших нечто типа стихийной методологии, как далёкой, так и близкой к темпераментному искусствоведению. Фильм "Красота по-американски" тогда тоже ещё не был снят. Сан Саныч Слюсарев, воплощая лозунг кантовской эстетики "красота в глазах смотрящего", конечно, тогда уже видел ангельское присутствие прекрасное всюду, но я ничего не знал о его поисках. Теперь знаю, но оптика изменилась давным-давно.

Поиски прекрасного вокруг да около, на самом деле, это жёсткая, идеологическая установка, вызванная неверием. Но не тем, о котором Кьеркегор писал, но социальным неверием в какие бы то ни было силы, партии и возможности изменения. Позиция одиночки, подобно идеям чучхе, вытягивающим все витамины для жизни из своего собственного сознания. Такая, значит, обречённость на игры вокруг радужки собственного зрачка, ибо помощи уже давно ждать неоткуда.
Tags: искусство
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments