paslen (paslen) wrote,
paslen
paslen

Эльстир. По поводу света

"Когда я вошёл, творец придавал кистью окончательный вид заходящему солнцу.
Шторы были спущены на всех окнах, в мастерской было прохладно и - за исключением одного места, на стене, где от яркого света возникали слепящие и летучие узоры, - темно; открыто было только одно прямоугольное окошко, обрамлённое жимолостью и смотревшее через сад на улицу; от этого воздух почти во всей мастерской был сумрачен, прозрачен и плотен, но зато в изломах, в которые его вделывал свет, - влажен и сверкающ, точно глыба горного хрусталя, одна грань которой, уже обтёсанная и отшлифованная, там и сям блестит, как зеркало, и переливается. Эльстир по моей просьбе продолжал писать, а я передвигался в полумраке, останавливаясь то перед одной, то перед другой картиной..."


2.2.345. Пер. Н. Любимова
Всевидящее Око

"Разумеется, в мастерской были главным образом марины, которые Эльстир писал здесь. в Бальбеке. И всё же мне стало ясно, в чём их очарование: любая из них являла собой преображение тех предметов, какие писал художник, - преображение сродни тому, которое в поэзии именуется метафорой, и ещё мне стало ясно, что Бог-Отец, создавая предметы, давал им названия, Эльстир же восстоздавал их, отнимая у них эти названия, давая другие. Названия предметов всегда соответствуют рассудочным представлениям, которые ничего общего не имеют с нашими верными впечатлениями и заставляют нас устранять из впечатлений всё, что к этому понятию не относится..."
стр. 346

"Те редкие мгновения, когда мы воспринимаем природу такую, какова она есть, - поэтически, - и запечетлевает Эльстир. Одна из метафор, наиболее часто встречавшихся на маринах, висевших в его мастерской, в том и заключаталсь, что, сравнивая землю и море, он стирал между ними всякую грань. Это сравнение, молча и упорно повторяемое на одном и тоим же холсте придавало картине многоликое и могучее единство, а оно-то и являлось причиной, - правда не всегда осознанной, - восторга, с каким относились иные поклонники к живописи Эльстира. К такой, например, метафоре - на картине, изображающей гавань в Каркетюи, картине, которую он закончил несколько дней назад и которую я долго рассматривал, - Эльстир подготовил восприятие зрителя, пользуясь для изображения города приёмами, какими пишется море, а для моря - приёмами урбанистической живописи..."
стр. 346.


7.73 КБ
Пруст, на самом деле, открыл строение вечной книги. И дело даже не в том, что "В поисках утраченного" имеют закольцованную форму, а потому что подойдя к финалу через многочисленные текстуальные приключения и препятствия, ты уже не помнишь, что там было вначале и начинаешь читать по-новой. А если и помнишь, то, всё равно, прочитаешь иначе, так как изменились твои собственные обстоятельства, обстоятельства твоей личной жизни, по которой, как по хлебу масло, тоненьким слоем, ты его и размазываешь.

[Сначала Инна позвонила, потом Наташа кинула коммент, что Марусина умерла сегодня. Оля Марусина, неземное создание из позапрошлой жизни. Всего-то старше меня, нас, на пару лет, но, почему-то воспринимаемая вне возраста, в силу своей лучезарности, что ли - большие глаза, чувственные, припухшие губы, слегка не приплюснутые даже, но прижатые - так бутон, лежавший ночь на столе, придавливается, но если потом восстановить в правах на ножке, восстанавливается. Вот такие губы и были у Марусиной, которую было принято называть по-фамилии, из-за чего, лично я, путался с её именами, тасуемыми колодой, но Наташа написала сегодня: "Еду хоронить Олю". Рак. Онкология. Операция и химиотерапия с надеждой на выздоровление. На прошлой, что ли, неделе, гуляли с Наташей, которая рассказывала, что Марусина не унывает, смеётся и выглядит хорошо, выглядела, молодой и посвежевшей, пока не упала, пока не отнялась половина, из-за чего и посыпалась, буквально, за пару суток, всё, что ещё держалось, посыпалось, вот и закрыла свои большие и удивлённые, никогда и никому не желавшая зла, воплощённое лукавство, кротость и смирение, обаяние, жил человек и умер; утешавшая всех до последнего, мол, приезжай, если тебе плохо, утешу, так как мне-то, знаешь, как хорошо, Наташа говорит, что она так и говорила, Наташа знает, что говорит.
Эта смерть выглядит как гости в дальней комнате, ты маленький, спишь или делаешь вид, что спишь, а родители расположились на кухне, за дверью и за стеной, на стульях, такие сидят, ведут разговоры, бу-бу-бу, отголоски только и долетают. Только теперь ты ни фига не маленький и не спишь, хочешь уснуть, но бессоница. Все живы, все здоровы, но смерть, как спираль заведённая, всё кружит и кружит вокруг да около, как комар плешивый. - Слушай, а почему у тебя комар плешивый? - Ну, откуда я знаю, как Сван, наверное. И потом, если бы он не был плешивый, то он был бы самодостаточный, а зачем самодостаточному человеку наша кровь? лучше дай мне напиться минеральной воды, пожалуйста...]


"...именно попытка Эльстира представлять предметы не такими, какими он их знал, а на основании оптических обманчивых представлений, из которых складывается первоначальное наше видение, привели его к применению некоторых законов перспективы, и это было потрясающе, ибо впервые открыло их искусство. Делающая поворот река, залив с обступившими его утёсами казались озёрами среди долины или среди гор, замкнутыми со всех сторон. На картине изображавшей Бальбек жарким летним днём, вдаваясь в сушу вода была словно заключена в стены из розового гранита, она не была морем - море начиналось дальше. На то, что всё это - океан, указывали чайки, в представлении смотревших картину кружившие над камнями, а на самом деле дышавшие прохладой воды. То же самое полотно выявляло и другие законы: например, лилипутью прелесть белых парусов, казавшихся мотыльками, уснувшими на зеркальной голубизне, у подножья громадных утёсов, или же контрасты между глубокой тенью и бледным светом. Светотенью, которую опошлила фотография, Эльстир так увлёкся, что в былые годы ему нравилось писать самые настоящие миражи..."
стр. 348-249
Tags: Пруст
Subscribe

  • Как Инстаграм рекламой сломал себе карму

    Инстаграм ввел рекламу и, тем самым, сломал себе карму. Надо сказать, что до этого он был безупречен – сразу видно, что создавали его умные,…

  • Бытийная мимикрия в районе ЧМЗ

    Каждый день я подолгу жду седьмой троллейбус в самом начале ЧМЗ - городского района, отделенного от всего остального Чердачинска мёртвой…

  • Эрос невозможного. Вершки и корешки

    Давно хочу записать одно наблюдение за модой: есть тенденции навязанные (поверхностные) и такие, как грипп, быстро приходят и быстро уходят, а есть…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments