Проецировать, проекция - важные, любимые слова для Пруста, такие же существенные, как интенция или уподобление. Система, зараннее заточенная под двойничество, создает удвоения на всех этажах своего строения. именно поэтому отдых в Бальбеке описывается словно бы увиденным на картинах импрессиониста Эльстира. До этого, точно так же, театр изображается с точки зрения Берма; точно так же до этого изображение чувств в музыке изображалось с точки зрения композитора Вентейля, психологические основы поведения которого были объяснены нам раньше, чем прозвучала его музыка. Ведь "самая необыкновенная любовь к женщине - это всегда любовь к чему-нибудь другому... [...] Я ещё раньше, на Елисейских полях, начал догадываться, - но вполне понял только потом, - что, когда мы влюблены в женщину, мы лишь проецируем на неё наше духовное состояние; что, следовательно, важны не достоинства женщины, а глубина этого состояния, и что чувства, какие у нас вызывает заурядная девушка, помогают всплывать на поверхность нашего сознания более нам дорогим, более самобытным, более дальним, более важным частицам нашего "я", нежели те, на которые действует удовольствие беседовать с человеком выдающимся или даже счастье любоваться его творениями..." (2.2.344)
Дубль2
"Когда же, сам того не подозревая, я думал о них, они превращались для меня, уже без всякого участия сознания, в холмистое, синее колыхание моря, в профиль шествия около моря. Я надеялся вновь увидеть именно море, предполагая, что мне, быть может, придётся поехать в город, где будут жить они. Самая необыкновенная любовь к женщине - это всегда любовь к чему-нибудь другому..."