paslen (paslen) wrote,
paslen
paslen

Второй том. Пленник

Некое странное несоответствие возникает уже в третьей части первого тома, когда маленький Марсель знакомится на бульварах с Жильбертой, воспринимая её появления так же взволнованно и трепетно как Сван воспринимал появления матери Жильберты (или, вот, скажем, сцена знакомства маленького Шарля с бароном Шарлю дублирует свановские эмоции по поводу всё того же утончённого денди, мельком явившегося во второй части "Направления к Свану" и похоженного здесь на умалишенного).
И если особенная, повышенная трепетность в отношении мужчин могла бы быть списана на латентную для текста гомосексуальность или же на принятый в те времена кодекс поведения, то уподобление маленькой девочки взрослой женщине, точнее, отношение к девственному созданию как к зрелой и опытной кокетке, может носить лишь одно объяснение - стремлением Пруста быть всем и буквально каждым, не различая, ни пола, ни возраста.


Всевидящее Око
Возможно, правда, и ещё одно, сугубо приблизительное объяснение, связанное со строением книги как с постоянным нарастанием симптома, внутри которого нет и не может быть разделения на отдельные возрастные стадии и степени. С первой строчки эпопеи нас встречает умудрённый страданием страдалец, для которого не существует не только счастливого детства, но и детства как такового. И даже даже не в том, что повышенная тревожность и мнительность отменяют безмятежность,а в том, что повышенная возбудимость и постоянная, я бы даже сказал, взнузданность, не дают Марселю сосредоточиться на том простом и очевидном, что, обычно, и составляет вещество повседневности, на котором, впрочем, обычно и не фиксируются в силу его заурядности.

Тем более, что Марсель - не Мину Друэ из бартовских "Мифологий", не Ника Турбина, поющая с чужого голоса и надломленная непережитыми переживаниями, он порывист и искренен во всех своих проявлениях [что, впрочем, не отменяет его перманентного карнавала с переодеваниями, ибо система, им построенная может быть неискренней - как любой романный продукт вторичной-третичной переработки, но во всех подробностях и деталях Пруст ценен тем, что близок к истине. Истина заключается в том, что так, как он переживали или же переживают многие].
На приём неразличения, вроде бы, тоже не похоже, естественное дыхание мирволит вере, отчего становится очевидным: ну, да, просто не знает детства, просто детства не знал, сразу же родился вот таким - с архидеей в петлице и заочной любовью к писаниям не Бармаглота, но Бергота и игре Берма. Маленький старичок, переживающий старость собственной цивилизации</font>.
Tags: Пруст
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 24 comments