paslen (paslen) wrote,
paslen
paslen

Categories:
  • Music:

Шум печальный

Всевидящее Око....кажется, я уже писал об этом, только не помню в связи с какой из смертей - Ростроповича или Абдулова, коих вытаскивали на кремлёвские игрища буквально за несколько дней до смерти. Ну а к Солженицыну Путин заезжал сам. Янковскому вручили орден. Всего-то сколько-то дней назад все газеты умилялись юбилейному девишнику в Кремле, образовавшемуся вокруг Зыкиной. Это уже даже не чёрная метка, а реальная программа "Серебро Мидаса или Власть, которая убивает..."

...суета хороша только при ловле блох; властный дискурс состоит уже не из суеты даже, но из одних только блох. Если учесть, что самыми действенными оказываются непрямые, но ассоциативные высказывания и явления, то трудно оценить какие связки, в конечном счёте, устанавливаются в коллективном бессознательном между вип-статусом всяких медийных фигур и между знаками внимания, которые власть торопится им оказать.

Между тем, много думал о Джексоне. Много чего придумал, ибо вот ведь судьба - быть законченной символической системой третьего-четвёртого уровня, когда всё, что не происходит оказывается исполненным глубинного смысла и замечательных совпадений - всё, вплоть от даты рождения и до белого мешка, в котором перевозитсялось тело. Зыкина, в этом смысле, на символ не тянет. Только на обобщение. Хотя, возможно, всё дело в особенностях рельефа конкретной местности.

Я это, кстати, понял в Париже, обвешенном мемориальными досками наших общих героев. То есть, видишь фамилию и она оказывается для тебя знакомой и даже, так или иначе, значимой. Пройдитесь по Москве (ну или для чистоты эксперимента по Киеву), почитайте надписи в камне. Ну и кто все эти люди?

Всю ночь читал книгу Соломона Волкова про диалог Сталина и Шостаковича. Выстроена как голливудский боевик - в том смысле, что драматургия причин и следствий затягивается у читателя на шее плотной петлёй. Очень жаль, что всё это неправда. веры, при этом, беллетристу, прикинувшемуся исследователем, нет никакой.

Волков похож здесь на шахматиста, одновременно играющего чёрными и белыми. Допустим, знание "ходов" Шостаковича ему пришло от композитора, которого он знал лично (хотя мне кажется, что ДД был совершенно герметичным человеком, кстати, не особенно нуждающимся в оправдании), но откуда Соломону внятна позиция Сталина? Как в таких случаях любит говаривать Шабуров: Шорлок Холмс невозможен, ибо разгадывание загадки возможно лишь постфактум и методом подгона (чего не было и нет в наших макйклоджексоновских штудиях).

Что, разумеется, не отменяет: описание сопутствующих опусов и симфоний, не в пример Майера, внятнее и понятнее, а это важное и большое дело: объяснить звучание, построить такую систему, внутри которой объяснение оказывается лёгким и работает. Ну и про личность интересно. Хотя и не прозрачно, не по-эккермановски.

ДДШ у Волкова - прежде всего, прагматик, подпольный человек, стоящий в своем сознании выше всех, игрун и игрец, что, как мне кажется, является сколом личности самого Соломона Волкова, который всё время оказывался рядом, но параллельно, а не в центре. Посредник, претендующий на звание эйдоса, рассуждающий со своих позиций. Со своей колокольни.

Возможно (в качестве гипотезы предположим), что он, хотя бы, отчасти прав. Но тогда позиция ДДШ оказывается тотально уязвимой - если верить автору книги "Шостакович и Сталин", то композитор только и делал, что думал как ответить царедворцу. И как ответить. Наблюдая несколько похожих диалогов - с Пастернаком, Булгаковым, Ахматовой...

Возможно, что так оно и было, но значит ли это, что Сталин думал о ДДШ с такой же стратегической напряжённостью? В том-то и дело, что у него таких гениев вагон и маленькая тележка. Не только же искусство, но и военные, например. Или, тяжмаш какой-нибудь, да? Балерины, там, или же педагоги, химики или врачи. Конечно, власть любить присоединиться, присоседиться, но когда она делит ложе с кем-то, то на выходе получается, что если нет этой власти то нет и этого конкретного делателя.

Поэтому [в том числе] в Париже мемориальные доски интернациональной значимости, а наш Дом на Набережной увешан узорами "надписи надгробной на непонятном языке"...
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 42 comments