paslen (paslen) wrote,
paslen
paslen

Д. Курляндский "Прерванная память" (2005), фортепианное трио

Вот этот важный для Курляндского свистящий, зудящий, словно бы прорезающий воздух, звук, с него, собственно всё и начинается. Дальше пауза и словно - словно бы комар над ухом. И снова тишина, после которой тон зуммера повышается; слышна особенная тесная телесность касания смычка, сверлящего пространство возле струны, завихрения воздуха, дребезжание заведенной струны, натянутой на; снова пауза, снова надрезы, всё увеличивающиеся и всё более и более протяжённые, накапливающиеся и становящиеся, из-за этого, особенно техногенными; точно поезд тормозит, останавливается, скользит металлом по металлу; точно сразу несколько поездов на железнодорожном разъезде вспахивают ассиметрию пространства - в том числе и облачной какой-то тишины.
Да-нет, это лодка скрипит так вёслами, уключины, никем и ничем не смазанные, лодка, оставляющая след на воде, вытягивающаяся судорогами в теле своим стремлением к берегу, спрятавшемуся в предутреннем тумане; тут обязательно нужно отметить гамму, тёмно-синюю и непрозрачную, хотя и с оттенками, словно бы скопированными с мозаик, неважно откуда, византийских или же метростроевских. Да, нет же, нет, это не лодка, лебёдка скрипит, вниз, куда-то, во тьму, в шахту движется, посверкивая сталью на свету, бесцветная, впрочем, безвкусная, если на вкус, зато такая тугая, значит, тугая...

полученный
В "Прерванной памяти" звук трактуется, как следствие жеста, движения исполнителя. С одной стороны он обусловлен физическими данными музыкантов, с другой - материалом, строением и акустическими параметрами инструментов. В то же время продолжительность звуков определяется длиной смычков у струнных инструментов. Таким образом такие параметры сочинения, как звук и ритм оказываются обусловлены внемузыкальными обстоятельствами. В пьесе используются в основном нестабильные звуки - музыканты оказываются в ситуации постоянного поиска звука и попытки его удержать. Идея кругового движения является общим элементом во всех партиях: круговые движения смычков, вращения инструментов (струнникам приходится постоянно менять положение инструментов для воспроизведения того или иного жеста), вращение стакана на струнах рояля. Последовательность движений в каждой партии в свою очередь зацикленна. Таким образом, пьеса оказывается неким кинетическим объектом, который функционирует пока круг действий не окажется исчерпан. 
http://www.kourl.ru/music/kourliandski_broken_memory_mp.mp3
Всевидящее Око
Tags: НМ, музыка
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments