paslen (paslen) wrote,
paslen
paslen

  • Music:

Д. Курляндский «Знаки препинания» (2008) для флейты, кларнета, скрипки, виолончели и фортепиано

Допустим, так звучит хлопок одной ладони или звучат крылья летающих насекомых - бабочек, стрекоз; а ещё так звучат переключатели у водителей троллейбусов или же трамваев, по видимой (точнее, слышимой) цепочке передающих импульс человеческого участия всем этим механически настроенным машинам. Да отчего ж только общественный транспорт - личный тоже, вот и станки всевозможные туда же или какой-нибудь кассетный магнитофон, работающий вхолостую - без кассет, шуршащих в склеенных местах, или без бабин, если, конечно, магнитофон бобинный.
Курляндский пишет о ритмизации тишины и действительно, на записи слышно, как зрители сначала кашляют и елозят на своих стульях (одним из самых сильных впечатлений от записи Пятой Брукнера под руководством Фуртвенглера в Берлине 1942 года является шум на начальных тактах; бытовой шум, производимый мёртвыми людьми), потом словно бы включаются щётчики (в детстве меня манила красно-синяя выпуклая кнопка в счётчике электроэнергии, помнишь ли её?), а люди замолкают. Слышны лёгкие касания струн, беззвучные выдохи-выдувания, едва-едва обозначающие вираж или же подмалёвок. Я слушаю, но будто бы вижу музыкантов, исполняющих опус так, как обычно исполняют чечётку - то есть, получается, что на этот раз они бьют её без обуви? Или, скорее всего, зависая в воздухе и не доставая пола ногами.

http://www.sendspace.com/file/mv8bw4

Всевидящее Око
Знаки препинания обеспечивают связность текста, его логику, синтаксис, интонацию. В музыке исторически роль знаков препинания играли цезуры, паузы, кадансы. Невидимые знаки препинания разделяют части формы, вопрос-ответные структуры, шаги секвенции и пр. Могут ли они существовать вне текста? Приобретут ли они собственное значение, будучи высвобожденными от структурируемого ими текста? Потеряют ли они функциональность, будучи вынесенными за привычный контекст, или обретут новую? Светофор посреди пустыни - символ свободы или одиночества? Эти вопросы стоят в основе данного сочинения, которое по сути является попыткой ритмизации тишины.
Tags: НМ, музыка
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment