paslen (paslen) wrote,
paslen
paslen

Category:
  • Music:

Д. Курляндский "Сокровенный человек" (2002) для голоса и ансамбля на тексты Платонова

Первый звук словно бы откупоривает бутылку, из которой начинают высыпаться слова, каждое по отдельности, словно бы выплёвываемые параллельно кларнету, ну, или, там, фаготу. Звук человеческого голоса обычно уподобляется смычковому звучанию, хор - всей струнной группе, в "Сокровенном человеке" человеческий голос выполняет функцию духового инструмента, рядом с которым, переплетаясь будто бы в косичку, и звучит. Звуки-царапины и звуки-касания (главным образом, из-за согретости дыханием) переходят в сводчатое помещение полноценного (полновесного) звучания камерного ансамбля, которое надвигается и нависает - для того, чтобы миновав его, снова оказаться в безвоздушном белом пространстве, на фоне которого особенно отчётливо слышны солирующие "косички". Так поезд въезжает в тоннель и так поезд выезжает из тоннеля. Так пловец погружается в воду и так пловец выпрыгивает из воды: окружающая среда переходит из одного агрегатного состояния в другое: из агрессивности уксуса в залечивание ран. Именно поэтому, начиная примерно с середины, женский голос забывает про отдельные слова и начинает мычать колыбельной, которая накладывается на раны и, рапидом, царапины, входит в тоннель и выпрыгивает из воды, вышивая ленточку лейтмотива поверх гор - так, ленточкой лейтмотива, тянется в горах серпантином, дорога, пока не побеждает ворчание и выжигание, выпиливание лобзиком и встающий на дыбы духовой-одухотворённый мир. Это уже не катастрофа и её последствия, апокалипсис ужа давным-давно наступил, наступил и длится, задыхающийся и липучий, хотя дальше, кажется, уже нельзя.
Хотя дальше, кажется, уже не можно.
http://www.kourl.ru/music/kourliandski_innermost_man_mp.mp3




«Человек – это не смысл, а тело, полное страстных сухожилий, ущелий с кровью, холмов, отверстий, наслаждений и забвения». (Чевенгур)
«Громадный, опухший от ветра и горя голый человек, умирал по мелким частям на ходу жизни». (Котлован)
«Человек добыл себя откуда-то своими одинокими силами». (Чевенгур)

В основе пьесы три характеристики человека, взятые из сочинений А.Платонова «Чевенгур» и «Котлован». Каждой из характеристик соответствует свой музыкальный материал, столкновение и взаимопроникновение которых создают картину платоновского человека. Одной из основных задач была попытка передать в музыке нарочитую «неправильность» и «неудобство» языка Платонова. Музыкантам приходится «сражаться» с текстом, превозмогая не только возможности своих инструментов, но и собственные физические силы.
Всевидящее Око
Tags: НМ, музыка
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments