paslen (paslen) wrote,
paslen
paslen

Category:
  • Location:
  • Music:

Определённость

Сегодня весь день слушал Прокофьевские симфонии, от первой до последней, а четвёртую ажно в двух версиях, ибо Оля купила комплект в исполнении Гергиева с Лондонским симфоническим. До этого же я всё время слушал Озаву с Чикагским, много лет подряд, захотелось сменить пластинку; взял Гергиева и морщился, так как существенно отличалось от того, к чему привык. Это важное обстоятельство, влияющее на формирование идеального образа идеального образа. И дело даже не в том, что красненькие пластиночки выглядят красивше беленьких, а сама структура записей у "Филипса" удобнее, чем у "Дойче грамафона", который раскидал симфонии не по порядку, а как на душу положит, первую с Шестой, Пятую с "Поручиком Киже" и тэ дэ. Между прочим, ведь важный момент - у "Филипса" все симфонии попорядку, кроме повторяющейся Четвёртой... Скажем,я никогда не куплю комплект с переносами опусов с диска на диск по принципу "дописки". У меня есть такие пластинки с балетами Чайковского и я стараюсь ими не пользоваться без особой необходимости, а такого же дробного Чайковского-Карояна и вовсе подарил. Но дело не в оформлении, а в самой прокофьевской музыке, которой (в случае с Озавой) очень странно пошла причёсанность да приглаженность - это как если шероховатый футуристический рисунок, исполненный на старом куске картона оправили в евроремонтную раму и застеклили. Гергиевский Прокофьев сипловат и низковат, прижат к земле и прижимист, слишком, при этом быстр, бегл; без однозначного внутреннего света, без прозрачности, превращающей мозаики в витраж. Но опыт интересный, конечно, вызывающий в ушах какие-то фантомные корчи, когда ты мысленно продолжаешь фразу в привычном тебе ключе, а на самом деле она звучит перегоревшей спичкой, эйдосом фразы, костью без мяса или, напротив, сала куском.

На минувшей неделе, наконец, решился купить комплекты симфоний Малера и Брукнера, долго мучался этим, маялся, понимая, что оптимальная покупка в Москве невозможна. Но свербило, хотелось достроить свой музыкальный дом, заселить его определённостью и успокоиться уже, перестать беспокоиться и начать просто жить. Обживаться. Надо сказать, решение давалось и далось мне с большим трудом, так как другой моей пользовательской особенностью является пристрастие к комплектам компактов. Мне важен метод контекстуального погружения, полки с разрозненными симфониями в самых разных исполнениях меня раздражают, их хочется упорядочить, привести в порядок, хотя, опять же, велика опасность выбрать неправильного исполнителя и, таким образом, похоронить целого композитора. Вот, скажем, после вчерашнего потрясения от Седьмой Дворжака я ж не бегу покупать комлект, хотя он есть, научился уже понимать, что к чему... Вряд ли Дворжак из магазина будет адекватен интерпретации венгров. Я ведь еще по Брукнеру с Малером заметил (не сразу), что есть любимые симфонии, а есть как будто бы проходные, а вот пойдешь на концерт с проходной и вдруг, вживую, что-то такое услышишь, что может изменить отношение. Задумался и понял, что проходными кажутся опусы, записанные в посредственном исполнении, а те, на которые западаешь - трофейный Фуртвенглер или же Мравинский. Такое вот совпадение, понимаешь.


Но у нас ведь так город устроен, что всего много, пока что-то конкретное не потребуется. Пока ходишь и выбираешь свою "травку", то кажется все магазины забиты сплошным Малером и Брукнером на закуску (сейчас у меня такое впечатление от Бетховена, которым я ещё не занимался. Странное дело, но кем бы ты не занялся, он тут же начинает рассасываться, Шёнберг это или же Дебюсси. Так и тут, кинулся к полкам, да прилавкам, ан нет, пустыня, пустыня вокруг. Около месяца я ходил по кругу, между "Миром музыки", "Пурпурным легионом", "Союзом" и "Трансильванией", думал думу тяжкую и не мог решиться. Ходил туда как на работу, смотрел, сравнивал, взвешивал, а, спрашивается, что смотрел? Как взвешивал? Потом "сняла решительно пиджак наброшенный", взял денег да и пошёл с Б-гом. Малера я взял, все-таки, Кондрашинского, хотя бы и без Второй (в "рассыпухе" у меня стоит Вторая в исполнении Софийского филармонического с дирижёром Эмилом Табаковым и с сопрано Зорова и Генова, изданное в 1996 Дельта Мьюзик - конечно, я её и ставил-то пару раз всего), для того, разумеется, чтобы поддерджать отечественного производителя. У меня есть, с детства осталось априорное доверие к записям "Мелодии", тем более, старинным, как живой апельсиновый сок, восстановленным. Кондрашинские шероховатости да рельефности я предпочёл залакированным гладкописям Карояна и Аббадо. Почему-то Бернстайну я тоже не доверил своего Малера, Бернстайн (только не бейте) мыслится мне американской копией Карояна. С Брукнером у меня особенного выбора не оказалось, кроме Мазура я ничего подобающего в комплекте не встретил. Пытался набрать одиночных из Фуртвенглера или из Мравинского, но комплекта не сложилось, пришлось взять Курта Мазура с Лейпцикским Gewandhausorchester, изданного BMG в 2004 (так что, можно сказать, ещё не отлежавшийся). Ещё как следует не расслушал, но важной для меня брукнеровской занозистости, заусенистости уже не нашёл.

Так что, да, о Дворжаке даже и подумать страшно. Не говоря уже о каком-нибудь Мендельсоне или же Берлиозе, чей комплект меня перестал устраивать, так как я разлюбил звукозаписывающую компанию, его издавшую. Да, бывают у меня, к сожалению, и такие загибы.

ПС. Важное
http://community.livejournal.com/cdvpodarok_club/2333.html?thread=12573#t12573



Locations of visitors to this page
Tags: музыка
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 13 comments