paslen (paslen) wrote,
paslen
paslen

Category:
  • Location:
  • Music:

Десятая (1926-1927) Мясковского

[Для оркестра четверного состава, фа минор, соч. 30, одночастная, с посвящением К.С. Сарджиеву]


Так случилось, что Десятая была первой симфонией Мясковского, которую мне довелось услышать. Именно тогда меня поразила юоновская страсть к преобразованию мира, космогоническая мощь бесконечной панорамы с некоторым количеством сияющих солнц и восходящих планет; мощь панорамы, накатывающей с первого такта, нарастающей всё сильнее и сильнее, блещущей и брызжущей положительными, вроде бы, эмоциями утверждения нового мира, в которых, тем не менее, вдруг, возникают лакуны и оазисы "отката", внутри которых звучат сольные партии - ну, например, скифской, совершенно, скрипки, нескольких скрипок, точно волна отхлынула и обнажила береговую изнанку. Остановка в пути или передышка, когда можно осмотреться вокруг и понять, что же мы такого наворотили - так бывает, когда работа в карьере замирает, эскалатары застывают с задранными или же запрокинутыми ковшами, похожие на досторических чудищ и даже взвесь в воздухе, пахнущая войной, успевает осесть на землю, но ровно до следующего утра. А завтра снова на завод, снова в бой, снова оркестр начинает крошить крошево и высекать окрест себя искры. Настаивать и достраивать то, что в принципе невозможно достроить.


Понятно, о чём Мясковский писал - о столковении старого и нового (впрочем, у Мясковского всегда всё до прозрачности понятно, но тем же и интереснее ковырять куда-то вбок, не правда ли?), когда новое, всхлипами да взрывами побеждает, массой наваливается и давит, прижимая раздавленного индивида щекой к земле, хотя со стороны можно подумать, что он воспевает победу коллективизма - коллективизации и индустриализации, ан нет, гризис гуманизма, неуют и некомфорт гуашевый - вот и группы скрипичные , встающие в полный рост и в полный звук словно бы образуют стены того самого карьера или, если быть точнее, котлована, в котором, как в реторте, перетёртые, все сгорели. Десятая полна картин космической устремлённости - как на рисунках блейковских или на картинах образчиках сурового стиля, где очень правильные люди, словно бы вытесанные из единого куска холодного мрамора выстреливают собой в небо, вот и летят они, под углом восемьдесят примерно градусов, пока не скрываются в небе, пока не растворяются, как это водится в облаках. Последний звук симфонии - очередной запуск-взрыв, в котором можно услышать призыв "Коммунисты-вперёд", а можно порадоваться тому, что, вот, ещё пара человек, запустивших себя в небо, сбежали от этой глиняной, по сути, островной жизни.



Locations of visitors to this page
Tags: Мясковский
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments