paslen (paslen) wrote,
paslen
paslen

Category:
  • Location:
  • Music:

Cедьмая (1922) симфония Мясковского

Для оркестра тройного состава (четыре валторны, две трубы, арфа), си минор, соч. 24 с посвящением П.А. Ламму


Способ передачи мысли: звуковой намек: рожок в низком мареве и арфа: корабль? Проще всего сравнить музыку с водной толщей и перемещением из точки А. в смертное; так почему бы не корабль, выплывающий на просторы? Скорее, Тернер, нежели Айвазовский, ибо покоценная медь не даёт взлететь, гоняет-мотает то туда, а то и обратно, борется-перекатывает как бочку тебя с деревянного края на край. Всё будет хорошо, мы все умрем, имеет значение только то, что сейчас, борьба за растянутое транспарантом мгновение.


Чем больше я думаю о Мясковском и его музыке, тем больше путаюсь и ничего не понимаю. Вероятно, речь следует вести о странном композиторе, не сочиняющем мелодий, но создающем растянутые протяжённости, атмосферу. Ну и ещё какие-то соображения о личности и биографии: Сивцев Вражек, одиночество, служение. Это же даже не Танеев, получивший отказ. У Танеева, продираясь сквозь кустарник контрапункта можно надыбать стилизованные, но узнаваемые (напеваемые), а тут, тут что? Колыхание ультрамарина, взбивание перины и поиски чего? Передача сигнала кому и кем – кем в этой системе медиума и отражений является сам композитор? Ну, и самый важный вопрос, впервые возникший по поводу Шостаковича – какова презумпция высказывания: ведь ежели не мелодия ведёт, то каковы границы жанра и каким нёбом они осознаются-вяжутся-связываются в нечто целое?!

За всем этим, конечно, теряешь нить музыкального рассуждения и показа, но, вдруг, Мясковского, погружающего, и следует так слушать? Методом погружения, когда ты под водой и почти утонул и там, внутри, нет ни верха, ни низа, ни дна, ни покрышки… Хотя, нет-нет, солирующие грубые трубы, нарастающие по ходу противохода, обозначают, по всей видимости, проплывающий, проплывший мимо… «Титаник»?

Я не заметил границу перехода (в Седьмой две части, Andante sostenuto, calmo и Andante), из-за пляски-перепляски света в толще, в ряске; кружений и завихрений подводного царства, не оставляющего тебе ни одного шанса. И когда ты понимаешь, что развязка неизбежна, сдаёшься и успокаиваешься. Всё вокруг кружится и плавится на медленном и холодном огне медленным и холодным бесом-противовесом.
И хотя на последних минутах вновь возникает волнение, все эти всполохи – лишь следы того, что более не повторится. Здесь время отсчитывает арфа, опять возникающая в финале, и если это высказывание о судьбах России, то ты знаешь где меня искать.



Locations of visitors to this page
Tags: музыка
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments