paslen (paslen) wrote,
paslen
paslen

Categories:

"Фауст" Бориса Юхананова в "Школе драматического искусства" (1)

Первое сильное впечатление – запах ладана, густо распространяемого на входе. На входе стоят позолоченные, выше человеческого роста, подсвечники, истончая, из позолоченных яиц, густой, приторный запах. Домового ли хоронят, ведьму замуж выдают?
Пространство сцены зала «Манеж» отгорожено монументальным бархатным занавесом. Всех пускают на свободные места, партер смешан с амфитеатром, каждый ищет свое место сам. Из-за чего случается лёгкая неразбериха, впрочем, быстро рассасывающаяся.
Таков и нынешний спектакль Бориса Юхананова – свободная композиция по страницам священного текста, максимально приближенного к современным условиям. Каждый здесь ищет и находит свое место и свое содержание. Странно видеть, как монументальные и отвлеченные конструкции эпической поэмы Гете оказываются резкими, в духе «Новой драмы» и массово доступными.
Наиболее дотошно и подробно Юхананов поставил именно первые страницы «Фауста», обычно бегло пробегаемое «Посвящение» и два пролога – в театре и на небесах, из-за чего акценты спектакля значительно смещаются. Поиски доктора Фауста зарифмовываются с театральными происками авангардистов, а идеи и мессиджи крутятся вокруг театральной метарефлексии.
Этому в значительной мере помогло приглашение на роль Фауста Игоря Яцко, нынешнего худрука театра «Школа драматического искусства». Яцко интонирует рифмованные Пастернаком строки в фирменной, доставшейся от Анатолия Васильева, манере – с «неправильной» и «смысловой» разбивкой строк, с заострением акцентов.


Именно Игорь Яцко произносит начальное «Посвящение» («Вы вновь со мной, туманные виденья, Мне в юности мелькнувшие давно…») и становится главным героем «Театрального пролога», в котором Директор Театра беседует с Поэтом и Комиком на сугубо внутрицеховые темы. И всё это происходит среди зрителей, на фоне тяжёлого малинового занавеса, по складкам которого стелется церковные курения.
Яцко явно представительствует от васильевской школы – интонационно и формально: он директор театра, доставшегося ему в наследство от Учителя и он – Фауст, пытающийся остановить мгновение; он исследователь тайн жизни и человек, пытающийся выйти за границы познания, пытающийся раздвинуть пороги человеческого опыта.
Некоторые монологи Игоря Яцко воспринимаются буквальным изложением истории «Школы драматического искусства», из-за чего и весь прочий «Фауст» рассказывает про поиски «философского камня», способного спасти театр после того, как его оставил Отец-основатель.
Анатолий Васильев строил свой театр как храм, при «Школе драматического искусства» есть своя, домовая церковь, во многих помещениях висят иконы. Вот для чего ладан и религиозный антураж – свечи, курения, очень кстати пришедшиеся песнопения про воскресшего Христа (действие некоторых сцен гетевской поэмы приходится на канун Пасхи), впрочем, перемежающихся с вполне светскими романсами и оперными партиями.
Получается, что вся эта знаковая душеподъемность – привет Мастеру и Демиургу, сотворившему собственную вселенную на Сретенке. Что, кстати, уже давно не новость для репертуарной политики новой эры васильевского театра, постоянно и в разных формах откликающегося на травму изгнания Отца-основателя.
Для нужд этой психоаналитической задачи призывается то Чехов («Торги» Дмитрия Крымова), то сразу все «МалоРоссийские песни» разом (так называется спектакль Александра Огарева). Теперь пришла очередь «Фауста».
И тут надо отметить, что спектакль Бориса Юхананова в прежних своих воплощениях (как сам режиссер любит говорить, «реинкарнациях») путешествовал по самым разным сценам. В прошлые года «Фауста» показывали и в Театре им. Станиславского и в РАМТе. Теперь очередь дошла до «Школы драматического искусства».
Нужно ли говорить, что здесь он чувствует себя как дома?


Locations of visitors to this page
Tags: театр
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments