paslen (paslen) wrote,
paslen
paslen

Первая колонка Манцова на ЧасКоре

http://www.chaskor.ru/p.php?id=436

Для человека, который нежно любит и яростно защищает западный кинематограф от спесивых недоумков постсоветского образца, книжка Старобинского – подарок, нечто бесконечно родное. В западном, а особенно в американском кино, первостепенное значение имеет не антропоморфная звезда, не спецэффекты, не дурацкая фабула, но Слово. Ключевое понятие, зачастую, но не всегда, вынесенное в название, - прошивает картину насквозь.

Обнаруживая удивительную многомерность, Слово раздаёт направо и налево свои, прости Господи, коннотации. Допустим, этот эпизод получает значение физико-химического происхождения, следующему эпизоду подарен обертон эпохи психологизма, и т.д. «Имя текста» успевает и там, и сям. Так якобы бессмысленный набор жанровых ходов на глазах внимательного зрителя превращается в неразрывную цепочку смыслов. Сильных смыслов.

Книжка Старобинского демонстрирует, как долго, как трудно, но и весело, но и плодотворно Слово проживает свои века и тысячелетия. Цитируется некий Мишель Бреаль, о полисемии: «Каким бы ни был новый смысл, он никогда не отменяет прежний. Одно и то же слово может поочерёдно употребляться в прямом и метафорическом, узком и широком, абстрактном и конкретном значении. С приобретением нового значения слово как будто бы размножается, порождает новые особи своего вида, похожие по форме, но разные по содержанию».

Вот именно, именно. Ровно сто лет назад российское искусство экрана по-настоящему началось не с «Понизовой вольницы», а с проницательного замечания Корнея Чуковского: «Кинематограф тоже есть песня, былина, сказка, причитание, заговор».

Причитание, заговор. Это значит, что базовое слово или базовый слоган работают как игла. Как барабан. Как палимпсест. Как трудолюбивая и терпеливая пчёлка.
Subscribe

  • Фототанка про Моне

    « Оммаж Руанскому собору» на Яндекс.Фотках « Оммаж Руанскому собору» на Яндекс.Фотках « Оммаж Руанскому собору» на Яндекс.Фотках…

  • Кандинский о Моне и цветопередаче Москвы

    Кандинский познакомился с новой живописью через «Стог сена» Моне, вы­ставлявшийся на выставке французских импрессионистов в Москве в 1895 го­ду.…

  • Моне. Порция декабрских строк

    Для всех опоздавших на поезд, в последний раз поясняю, что логики в этом тексте искать не стОит, здесь какие-то иные эффекты работать должны. Ибо…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments