paslen (paslen) wrote,
paslen
paslen

  • Location:
  • Mood:
  • Music:

Семинар медленного чтения Саши Соколова. Присоединяюсь. Эпиграфы.


Я, как вновь прибывший, позволю себе вернуться к эпиграфам. Тем более, что из тех постов и тостов, что я прочитал, я не увидел самого, для меня важного - задАния дихтомии между поэзией и прозой, столь важной для формальной характеристики романа. Для такого автора, как Соколов очень важны дискурсивные искания и автоописания. Три романа выглядят как размышления о романной форме, попытка ее/его модерн-изации. Как тезис, антитезис и синтез. В этом смысле, на первое место, разумеется, выходят размышления о влиянии поэзии на прозу, ее (поэзии) медленное растворение в прозаическом материале. Ведь, формально, соколовские тексты весьма близко подходят к тому, что называется лирической прозой или прозой поэта. Ближе уже, кажется, и некуда. Именно поэтому, текст оказывается развёрнутой метафорой, развёртывание которой происходит на всех формальных уровнях текста. Понятно, что состояние между собакой и волком, в первую очередь, описание природного и экзистенциального состояния скотомизации (калька с "рассеивания"), но это ещё и соотношение между поэзией и прозой. И, в этой связи, было бы интересно решить, что в романе, прошитом поэтическими текстами, отвечает за прозу, а что за поэзию? Поэзия как домашнее, более прирученное животное - это собака? Проза, как нечто более стихийное, природное - волк или наоборот?
Эпиграфы и задают этот жанровый контрапункт. Пушкин, с эпиграфом из "романа в стихах" возникает как "ответственный" за поэзию, переходящую в прозу, Пастернак, с эпиграфом из романа, в котором стихи выполняют важную функцию финала (несмотря на то, что они в "Докторе Живаго" собраны в одном месте, но писал-то их Живаго на протяжении всего романного хронотопа, и они тоже могут быть р а с с е я н н ы по тексту), вот Пастернак и возникает как ответственный за прозу, переходящую в стихи.


Точкой схода Пушкина и Пастернака, разумеется, является Набоков, тут без него никуда. И как автор построчных комментариев к "ЕО" и как автор своих вариантов встречи поэзии и прозы ("Дар", "Бледный пламень") и как естественный конкурент Пастернака за обладание Нобелевской премией. И, разумеется, как писатель, более всего озабоченный формальными исканиями и расширениями романного диапозона.
Это и есть три имени, три точки, на которых будет строиться здание романа.
Причём, важно также отметить синкопированное соотношение поэзии и прозы в эпиграфах, которое прямо пропорционально соотношению прозаических и поэтических массивов внутри романа. Эпиграфы как бы задают ритмическое ожидание переходов от поэзии к прозе и обратно. Это такой вдох-выдох, который распрямляет грудную клетку народившегося текста для дальнейшей жизни. К дальнейшей жизни.


Locations of visitors to this page
Tags: дневник читателя
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments