paslen (paslen) wrote,
paslen
paslen

Category:
  • Music:

Дело о физиологии концерта (2)

Дело в том, что даже если ты благополучно добрался до своего зрительского места и уселся, расстегнув верхнюю пуговицу внимания, тебя ждут, один за другим, микротрещины "моментов истины", которые самым непосредственным образом влияют на послевкусие от любого концертного мероприятия.

Момент истины первый. Соседи. Они хорошими не бывают. Пол и возраст значения не имеют. Полевые исследования говорят, что наиболее громкие посторонние звуки издают именно соседи - так как они ближе всего находятся. Есть невольные звуки (покашливание, теребение сумочки, к которой прикреплены металлические штучки, скрип кресла при перемене позы, шуршание программкой)и вольные, наглые (почему-то начало звучания очень многих провоцирует на доставание конфет или леденцов, как у собаки Павлова, такой рефлекс на музыку, вероятно). Из других радостей меломана - дети, после пяти-семи минут начинающие маяться скукой, старушки с духами "Красная Москва" дореволюционного разлива, наручные часы, тикающие громче будильника, любопытные жены, требующие комментария, опаздывающие, желающие неприменно занять места, согласно купленным билетам.

Момент истины второй. Грамотность. Выпадает даже не на первые мгновения звучания, которые, на самом деле, являются едва ли не самыми важными в концерте - потому что именно тогда становится очевидным, что можно ждать (или не ждать) от намеченной программы. Так купальщик, прыгающий в воду, мгновенно, всей кожей ощущает температуру воды; так вновь прибывший в другой часовой пояс, выходит из самолёта на трап и ему в нос шибает вся гамма незнакомых доселе запахов и температур, уровень влажности и ещё что-то предельно неуловимое, из чего состоит чужой климат.
Второй момент истины выпадает на первую паузу оркестра, на перерыв между частями, когда слушатели, редко посещающие симфонические концерты, начинают хлопать и слюдяная пленка, создаваемая оркестром все первую часть опуса, мгновенно рушится. Дальше, конечно, слушать можно, но чистота восприятия оказывается потерянной. В моей жизни бывали случаи когда неофитов оказывалось подавляющее большинство и одиночные хлопки "грамотеев" перерастали в овации. На одном концерте виолончельного фестиваля дело едва не дошло до драки.

Момент истины третий. Блуждающий. Самый неприятный, сближающий жизнь слушателя с работой сапера. Звонки мобильного телефона могут раздаться в любую минуту. В любое мгновение. Особенно переживаешь, когда в партитуре возникают паузы и замедления, когда пианиссимо ведет оркестр на посадку и касание взлётной полосы. Почему-то стыдно не только за зал, но и за себя. Когда звонки выпадают на фортиссимо вздыхаешь с облегчением и надеешься, что пронесет, пронесло и кроме тебя его никто не заметил.
Для меня такие забываки являются загадкой природы. Ты в полном сознании и знаешь куда идешь. И зачем идешь. Почему нельзя отключить? Ведь ты не опаздываешь, не, задыхаясь от бега, вскакиваешь в последний вагон, у тебя было время подготовиться не только в фойе, но и уже на своем месте. Тем более, что со сцены тебя несколько раз настойчиво предупреждают не забыть выключить. Помочиться перед концертом или ширинку застегнуть ты не забываешь, программку купить тоже, а вот с мобильным своим, блядь, как с писаной торбой. В Дантовском Аду для таких растяп необходимо выделить автономный округ.

Момент истины четвертый. Апплодисменты. Тут я до сих пор не решил ещё для себя, хлопать или не хлопать по окончании программы, однако, должен заметить, что любые апплодисменты сбивают настройки и портят впечатление от прослушанного. Если хочешь не расплескать и донести впечатление хотя бы до дома желательно не хлопать и вообще стараться ограничить свою физическую активность - меньше разговаривать, отвлекаться. С другой стороны, музыканты, честно выполнившие свою работу нуждаются в поощрении, одного факта твоего присутствия на концерте им мало, поэтому хлопать нужно. Я эгоистично не хлопаю, только обозначаю хлопки неслышными касаниями, за меня эту работу делают другие. На последнем прослушивании Брукнера и Малера рядом со мной один мол чел хлопал так, что я начал опасаться за состояние своей барабанной перепонки.

Каждый раз, попадая в концертный зал с безнадегой думаешь о том, что у тебя никогда не будет такой возможности - слушать живой оркестр в полном одиночестве. Ты не царь и не олигарх, смирись гордый человек, сиди и слушай, практикуя мизантропию в каком-то ином заведении, ведь музыка она же, типа, чувства добрые пробуждать обязана, сеять свет и добро, растапливать льды и оттаивать души. Однако современное устройство концертов (прав Леонид Десятников, говорящий о кризисе этого жанра проведения досуга) выхолащивает суть процесса. Можно провести параллель с современными овощами и фруктами, которые содержат витаминов в разы меньше продуктов, потребляемых нашими предшественниками.
И тут дело уже не только в физиологии, но и в социологии тоже - когда тебя с момента пробуждения до момента засыпания окружает бесконечное количество шумов и звуков, той же самой "музыки" нужно исхитриться, чтобы заработать музыкальный оргазм в пункте музыкального назначения.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 25 comments