paslen (paslen) wrote,
paslen
paslen

  • Music:

Дело о дуэте Наталии Гутман и Элисо Вирсаладзе в БЗК

Дело в том, что вернувшись с концерта Наталии Гутман и Элисо Вирсаладзе, в котором они исполнили пять бетховенских сонат для виолончели с оркестром, я прослушал те же самые сонаты в исполнении Рихтера и Ростроповича, запись, которая казалась мне всегда эталонной - ремастеринг исполнения 1963 нрда, выпущенную компанией "Филипс" к своему пятидесятилетию. Каждый опус имеет в голове свой эйдос, складывающийся постепенно из случайностей и закономерностей - всех многочисленных прослушиваний, что копятся и откладываются лёгкими касаниями памяти. Память - в данном случае, ключевая инстанция, преобразовывающая и переделывающая реальность в единственную правильность тона. Пока звучит само исполнение ты разбираешься с самим собой и с особенностями конкретного исполнения, но главная работа начинается в тот самый миг, когда опус перестаёт звучать, целиком перемещаясь в область умозрительного: случайное отсекается, оставляя в голове только основные черты только что исполненного произведения, которое (в зависимости от силы исполнения) напрочь стирается или же продолжает звучать, блуждая по внутренним лабиринтам и окликая, отражая пра(о)образ. В случае с концертом Гутман и Вирсаладзе произошла редукция восприятия: значимость и значительность интерпретации включилась (осозналась) как только музыка проистекла и начались аплодисменты. Пока тетушки играли мозг вырабатывал вязкое вещество ожидания, акценты сами собой расставились после истончения. Важный концерт.

Именно поэтому захотелось прослушать второй раз, сравнить, дабы закрепить различия. Гутман и Вирсаладзе сами дают повод для сравнивания хотя бы тем, что в обоих случаях запись делается однополовым дуэтом. Выходит, как у Павича, сначала мужская, а затем женская версии виолончельных сонат Бетховена со всеми вытекающими. На гендерные особенности исполнения накладывается специфика жанра слушанья - в одном случае на пластинке, вычищенной и зализанной, в другом - живого концертного исполнения. Сделаем поправку.

Кажется, что Вирсаладзе играла чуть быстрее Рихтера, а Гутман играла чуть медленнее Ростроповича. Если мужская версия безальтернативно выдвигает на первый план сочное и ровное звучание виолончели, когда фортепиано осознанно уходит на второй план, лишь несколькими скупыми мазками обозначая собственное присутствие (Рихтер играет сдержанно и отстранённо, с определенной долей меланхолии, этаких джентльмен, застёгнутый не только на все пуговицы, но и на верхний крючок сюртука), то в женской версии партия виолончели оказывается более прерывистой и рваной, заглушаемая аккомпанементом, она если и не уходит с авансцены, то странным образом растворяется в фортепианных россыпях, превращаясь из солиста в вираж.

Вирсаладзе играет (против Рихтера и Гутман) более напористо и даже агрессивно, выжимая педаль как гирю. На её фоне Гутман кажется как бы постоянно сомневающейся, вопрощающей саму себя, идущей словно бы на цыпочках. Она играет, накладывая друг на друга густые мазки, словно бы намазывая ломоть плавленым сыром. Инструмент её кажется настроен на более низкий, чем у Ростроповича тон; звук слегка простуженный, сиплый и, словно бы, под микроскопом: видна многосоставность. Она играет более тягуче, с некоторой протяжённостью тормозного пути, оставляющего след. Ростропович играет как бы сплошь, аккуратными спагетинами, укладывая один пассаж рядом с другим; Гутман рассказывает экзистенциальную драму оставленности и одиночества, бабьей доли, вдовства, из которого можно сбежать только в исполнительские оттенки и полутона высочайшего мастерства под тень искусства, которое вечно, которое утешит и сделает вид, что спасёт.

Мужская версия оказывается более сдержанной и холёной. Для Рихтера и Ростроповича исполнение пяти сонат сродни исполнению светского долга, в духе галантных празднеств, где не комильфо выказывать первородство бурлящего внутри. Игра здесь идёт по центру, по самой что ни на есть серединочке. Женский вариант более амплитуден - между форте и пьяно уже даже не размах, но разрыв. Виолончель и немного нервно - с раздрызгиванием энергии, которая слетает с кончика смычка свинцовыми каплями невидимого опыта-пота.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments